Процесс воспитания эстетической культуры школьников неразрывно связан с теорией и методикой эстетического воспитания. Выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей . Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека.
Не только каждая эпоха имела свои специфические взгляды на эстетическое воспитание детей и молодежи, но и каждый народ, каждый этнос выстраивал определенную систему эстетического воспитания подрастающих поколений, опираясь на свои национальные традиции, этнические особенности. «Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны», – говорит Г.Н. Волков, научно обосновавший идеи этнопедагогики, как науки о воспитании на народных традициях. Этнопедагогика воссоздает гуманные традиции народного воспитания, определяет оптимальные условия, при которых опыт прошлых поколений органично вплетается в современную педагогику. Испытывая живое влияние национальной духовной сферы, своеобразие бытовой эстетики, повседневного жизненного уклада, активно воспринимая все это, ребенок формируется как личность, представитель своего этноса. Совершенно очевидно, что наследие национальных традиций имеет огромное значение для формирования личности современных школьников. Ядром возрождения народных традиций воспитания является формирование национального самосознания детей посредством прогрессивных традиций народной жизни и воспитания, а это, в свою очередь, способствует воспитанию эстетической культуры детей и молодежи, становлению их нравственности и духовности.
Е.В. Бондаревская говорит: «Содержание воспитания – это содержание жизни ученика». Следовательно, основной задачей педагога дополнительного образования становится создание культуросообразной эстетически оформленной среды. Среды, которая превращает ребенка из просто потребителя эстетических ценностей в их создателя, предоставляя ему условия для самовыражения, саморазвития и самореализации.
Эстетическое воспитание в учреждении дополнительного образования имеет целью становление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации. Но воспитание становится перспективным, когда оно направлено не только на осознание жизненного опыта, но и предполагает выработку и постоянное обновление жизненной позиции, концепции своей жизнедеятельности, жизненной философии. Тогда воспитание становится направленным на перспективу – подготовку к собственному жизнетворчеству, к самоопределению.
Процесс воспитания эстетической культуры школьника и становление его личности как субъекта творческой деятельности всегда были сопряжены с рядом трудностей. Переход нашего общества от унитарной идеологии к плюрализму не только не снимает традиционных противостояний во взаимоотношениях детей и молодежи с культурой, эстетикой, искусством, но обостряет, углубляет некоторые проблемы. В условиях размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, прекрасным и безобразным, присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале не находит адекватного удовлетворения. Одной из причин этого является недостаточная эстетическая образованность и воспитанность учащихся. В последнее время предпринимаются попытки восполнить этот пробел.
Принятые правительством Российской Федерации Национальная доктрина образования (14.10.2000 г.) и Концепция модернизации российского образования до 2010 года ориентируют общеобразовательную школу на сохранение, усвоение и развитие лучших достижений в различных областях культурного пространства. Воплощение в школьную практику идеи гуманизации расширило сферу педагогического влияния предметов художественно-эстетического цикла, привело к включению в учебные планы ряда интегративных и специализированных искусствоведческих курсов. Вместе с тем, занятия искусством в школе большей частью ориентированы на расширение кругозора, вовлечение учащихся в те или иные виды художественной деятельности. Как правило, учитель не ставит перед собой задачу формирования у школьников целостного эстетического отношения к жизни, в котором проявляется избирательно-ценностная позиция личности. К тому же не только в массовой школьной практике, но и даже в классах с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин далеко не в полной мере реализуется духовно-нравственный потенциал эстетики, искусства. Закономерно, что в современных условиях одной из приоритетных задач общего образования становится формирование у школьников основ эстетической культуры как базисного качества развивающейся личности.
Новое в образовании:
Познавательные цели обучения русскому языку
В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языков ...
Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с
синдромом дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. На ...
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...