Многими факторами обусловлен высокий уровень теоретической актуальности и практической значимости темы настоящей работы. Прежде всего, это связано с той ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка - все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.
Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. И именно здесь первоначально зарождаются нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений.
Во все времена основными формами связи младших поколений со старшим являлись подражание, послушание, повторение и т.п. Однако современное общество значительно усложнилось. Многие старые традиции в нем изжили себя. Сегодня семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения детей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.
Между тем, проводимая экономическая реформа привела к резкому снижению социальной защищенности российской семьи, особенно – семей, в которых есть дети. В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, прежде всего, семьям, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям беженцев и т.п. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания. Все это привело к тому, что стала остро востребована работа социального педагога. Ведь общественный смысл социальной педагогики и состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений. Причем социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми технологиями социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Важное место в деятельности социального педагога занимает педагогическое просвещение семьи.
Степень разработанности темы. Следует отметить, что проблемы педагогического просвещения в деятельности социального педагога нашли отражение в современной специальной литературе. Так, можно назвать работы таких авторов, как Бауэр Е.А., Беккер И.Л., Белогуров А.Ю., Беляев В.И., Борисенков В.П., Буцева К.Н., Григорьев С.И., Маркова А.В., Наместникова И.В., Плоткин М.М., Рачковская Н.А., Сморчкова В.П., Студенова Е.Г., Фирсов М.В. и др. Но актуальность рассматриваемой темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.
Объектом исследования является профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет исследования – социально-педагогические технологии работы с семьей.
Целью настоящей работы является изучение технологий работы социального педагога в процессе педагогического просвещения семьи.
Гипотеза исследования – комплексная программа деятельности социального педагога по педагогическому просвещению семьи способствует разрешению кризисных ситуаций и повышению семейного благополучия.
Названная цель определила следующие задачи работы:
1) выявить проблемы современной российской семьи, для решения которых необходимо педагогическое просвещение;
2) проанализировать сущность педагогической работы социального педагога с семьей;
3) исследовать особенности технологий, используемых социальным педагогом при педагогическом просвещении семьи;
4) разработать комплексную программу социально-педагогической деятельности с семьей.
Методологическая основа исследования включает всю совокупность средств, методов, приемов, используемых в социальной педагогике.
В работе использовались методы: теоретические – анализа и синтеза, обобщения, сравнения; эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором была разработана комплексная программа социально-педагогической деятельности в семье применительно к современным проблемам, стоящим перед многими российскими семьями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы, собранный фактический материал и практические рекомендации могут быть использованы социальными педагогами для совершенствования технологии педагогического просвещения семьи.
Новое в образовании:
Реализация кредитно-рейтинговой системы в индивидуально-ориентированном
образовательном процессе вуза
Одной из важнейших особенностей вводимых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) является использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в новых стандар ...
Формирование потребности в логических рассуждениях у
учащихся начальной школы
Неподготовленность учеников к доказательствам в основной и средней школе - одна из важнейших причин возникновения трудностей. Исследования психологов школы Выготского позволяют утверждать, что подготовку можно и нужно начинать уже в начальной школе. Анализ программ и действующих учебников показывае ...
Схема анализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного
образования
В качестве пунктов, по которым будет проводиться анализ описанных курсов по повышению квалификации, я выделила следующие составляющие: Стратегические линии (организационно-стратегические и содержательно-стратегические) Возрастная направленность (деятельностный возраст). Здесь возраста рассматривали ...