Для такого исследования социальный педагог должен активно использовать метод наблюдения. Ведь, как правило, дети из семей с благополучным микроклиматом ведут себя и в школе ровно, они дружелюбны, общительны, малоконфликтны, улыбчивы, у них обычно хорошее настроение. Такие дети с радостью помогают другим, охотно выполняют требования учителя. Дети же из семей, где отношения между членами семьи, в том числе, между самими детьми и их родителями, складываются негативно, как правило, склонны к конфликтам. Они нередко бывают озлоблены, мало улыбаются, их настроение неровно. Причем такие дети могут быть как замкнуты и несклонны к общению с одноклассниками и учителями, так и достаточно общительны. Однако, общаясь с другими детьми, они часто бывают грубы и жестоки. Кроме того, такие дети обычно и в учебе успевают гораздо хуже. Нет у них и стремления улучшить свою успеваемость.
Такие наблюдения могут дать значительный материал для понимания того, каковы отношения того или другого ребенка с его родителями. Вместе с тем, можно использовать и специальные методики, основанные, в частности, на опросах как детей, так и их родителей.
Для исследования семей, имеющих несовершеннолетних детей, семейный педагог может также использовать специальную карту обследования (см. Приложение 1). При заполнении этого документа в качестве отправной точки социальный педагог выбирает ребенка (с момента его рождения и до совершеннолетия). Информация, связанная с поведением, школьной успеваемостью, а также частично данные о семье ребенка имеются в школе. Определенную помощь в получении информации о семье может оказать классный руководитель, дошкольный воспитатель, участковый врач. Часть данных (состав семьи, количество детей, жилищные условия и т.п.) имеются в домоуправлении. При отсутствии данных по ряду позиций, относящихся к качеству семьи ребенка (образ жизни, материальные и социальные условия жизни семьи), социальный педагог добирает нужную информацию самостоятельно, используя помощь медицинских работников, педагогов и т.д
Приведем пример исследования семей социальным педагогом.
Первая из используемых методик - «Взаимоотношения в вашей семье с детьми», автор Нефедов В.И. Социальным педагогом были опрошены родители 15-ти детей - учащихся 6-го класса. Родителей попросили ответить на следующие вопросы. При этом утвердительный ответ «оценивался» двумя очками. Если ответ выражался словами «отчасти», «иногда» - одним очком. Если он был отрицателен - 0.
I. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?
3. Интересуются ли они Вашей работой?.
4. Знаете ли Вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
7. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
8. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время «детских праздников» или хотят проводить их «без взрослых»?
11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Ответы на вопросы этой анкеты, данные родителями, представлены в Приложении 2.
Новое в образовании:
Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...
Психолого-педагогические особенности развития детей
старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируют ...
Цели и задачи исследования: театральная педагогика как наиболее гармоничное
средство социальной адаптации ребенка
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усил ...