Непременным условием воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей должно стать воспитание без принуждения, т.е. ситуация, когда воспитание и обучение подстраиваются под ребенка, а не наоборот. Теоретическое обоснование такой установки мы находим у многих отечественных и зарубежных классиков педагогической науки. К примеру, И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой учить и воспитывать детей следует, начиная с простейшего, элементарного, без принуждения и насилия. A. Дистервег называл высшим принципом педагогики принцип природосообразности. Следуя заветам И. Песталоцци, он считал, что все происходящее в мире подчиняется естественным законам, возникает и развивается в силу своей природы, то есть природосообразно. В.А. Сухомлинский называл основным условием успешной педагогической деятельности каждого учителя любовь к детям, стремление понять их, умение учить и воспитывать ненавязчиво, не допуская грубости и насилия. К.Д. Ушинский главной задачей воспитания определял нравственное воспитание. Он говорил, что формировать те или иные нравственные ориентиры у ребенка следует на собственном примере, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать в том или ином случае. Л.Н.Толстой выдвигал идею «свободного воспитания». Он говорил, что «критериум педагогики есть только один – свобода». В своей Яснополянской школе он следовал принципу учета индивидуальных особенностей детей, их склонностей и способностей. Идеи свободного воспитания получили развитие в педагогической концепции английского психолога и педагога А. Нейлла (ХХ в.). Он рассматривает свободу как невмешательство в развитие ребенка и устранение какого-либо давления на него. Однако, провозглашая принцип невмешательства в естественное развитие ребенка, Нейл отстаивает принцип заботы о нем, т.е. помочь ребенку адаптироваться в мире и сохранить способность к саморегуляции. Он разработал критерии педагогического успеха – это счастливый, искренний, уравновешенный и общительный ребенок, который затем вырастает в свободного и счастливого взрослого. В теории и практике зарубежной педагогики разрабатывалось множество разных педагогических концепций, в основу которых положено свободное воспитание, например: школа действия (В. Лай), где на первом плане стоит ребенок, а не учебный материал; методика «приглашающего» стиля преподавания (У. Перки), предполагающая открытое проявление симпатии к учащимся; психотерапевтическая техника вербального общения (Х. Джинотт); вальдорфская школа (Р. Штейнер), в основу которой положено антропософское учение и др
Принцип воспитания без принуждения имеет также и этнопедагогические корни. У многих народов испокон веков существовал «культ детей». Рождение ребенка считалось желанным и радостным событием, а многодетность - одним из главных критериев семейного счастья. К детям относились с особой, подчеркнутой любовью и заботой, их не подвергали физическим наказаниям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию детей и молодежи, соблюдению определенных этических норм, регулировавших поведение людей, их отношение друг к другу. Причем нормы эти поддерживались, в основном, не с помощью насилия и принуждения, а собственным примером, воспитанием традициями, передававшимися из поколения в поколение. Мы считаем, что идея воспитания без принуждения теоретически обоснована и практически апробирована; принцип воспитания без принуждения основывается на принципе природосообразности воспитания и имеет этнопедагогические корни; наиболее благоприятные условия для воспитания без принуждения созданы в учреждении дополнительного образования детей, что обусловлено принципами дополнительного образования – добровольностью обучения и свободой выбора (вида деятельности, педагога, режима обучения).
Одним из важных условий воспитания эстетической культуры школьников мы считаем эстетизацию учебно-воспитательного, досугового процессов, эстетизацию всего образовательного пространства и всей окружающей среды. Идея эстетизации всей детской деятельности находит свое отражение во многих теориях и концепциях отечественных и зарубежных ученых. В частности, она воплотилась в концепции международного культурно-образовательного движения «Вальдорфская педагогика», основателем которого стал немецкий философ Р. Штейнер. Основополагающий принцип вальдорфской педагогики – «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Художественное воспитание ориентировано, прежде всего, на развитие «живого мышления», т.е. внутреннего оживления познанных ребенком предметов и явлений, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. По мнению Р. Штейнера, целям художественно-эстетического воспитания должны служить каждое занятие, каждый урок, среда обитания ребенка, архитектура детских учреждений, где критерии прекрасного основываются на природных формах. Необходимость эстетизации образовательного процесса, всей детской деятельности подчеркивается и в работах современных отечественных педагогов, исследователей эстетики. О.В. Дивненко, в частности, отмечает, что эстетика – это, прежде всего, красота природы, красота человека, его общения и деятельности, окружающей его среды.
Новое в образовании:
Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников
в процессе учебной и внеучебной деятельности
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали вопрос об ...
Информационная функция
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей. Требования к информации: актуальность; насыщенность; предельная конкретность; об ...
Организация
трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом
воспитании
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природ ...