Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 6

Принцип этнокультурной коннотации образования реализуется через непрерывный процесс передачи из поколения в поколение духовных ценностей, этнокультурных традиций и особенностей, отражающих различные стороны культуры жизнеобеспечения, являющихся проявлением этнокультурной памяти. Этнокультурная коннотация адекватно раскрывает и подчеркивает особенность образовательной системы как социального феномена, как системы мер по формированию соответствующей этнической картины мира. В основе этнокультурной коннотации идея первичности этнокультурных традиций для полноценного развития человека, - необходимость включения в сферу образования не только родного языка, но и искусства, народного творчества, этнического восприятия мира с детства и на всю жизнь. В условиях этнокультурной коннотации образование строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Учебный процесс организуется на основе дидактического концентризма, обеспечивающего организацию этнолингвокультурологического поля как «сквозной этнокультурологической темы», – однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из этнических констант, который систематически присутствует в учебном процессе, исполняет организующую функцию, обладает высокой этнолингвокультурологической ценностью и соотносится с уровнем владения языком. Главная цель этнокультурно коннотированого образования – «не только обучение, но и нравственно-эстетическое развитие, становление личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации, сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса». А.Б. Панькин считает, что важным фактором овладения этнокультурным опытом, с целью воспитания важнейших качеств личности ребенка (в том числе эстетической культуры), наряду со школьным обучением и внеклассной работой является система дополнительного образования. В этом плане особая роль отводится художественно-эстетическому образованию, осуществляемому в учреждениях дополнительного образования детей. Именно здесь создаются благоприятные условия для формирования творческой личности ребенка, воспитания его эстетической культуры с помощью актуализации этнокультурных традиций.

Реализация этнокультурной составляющей содержания образования, представляет три компонента, предполагающих сочетание знаний, переживаний и отношений. В компонент «знание» входят собственно фактический материал, подлежащий усвоению, методологическое и оценочное знание. Компонент «переживание» основан на реализации задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала. В компонент «отношения» входят освоение процедур творческой деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я – Мир».

Включение мемориальных ценностей в современное содержание образования – существенный фактор, обеспечивающий преемственность и непрерывность этнокультурного развития. Нельзя чувствовать себя носителем той или иной этнокультурной традиции, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. Историко-этнологические знания дают возможность глубже понять истоки этноса, его культуры и формируют основу этнического самосознания, способствуют сохранению его духовно-нравственных ценностей. Культурно-исторические традиции, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой должны стать источником формирования содержания образования, всей учебно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей. История культуры, художественные ценности произведений искусства – живописи, архитектуры, музыки, литературы, начиная от народных сказаний, мифов, легенд до высоких образцов прозы и поэзии, – являются богатейшим источником гуманизма, развития нравственных и эстетических ценностей в деятельности учреждения дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое в образовании:

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru