Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 6

Принцип этнокультурной коннотации образования реализуется через непрерывный процесс передачи из поколения в поколение духовных ценностей, этнокультурных традиций и особенностей, отражающих различные стороны культуры жизнеобеспечения, являющихся проявлением этнокультурной памяти. Этнокультурная коннотация адекватно раскрывает и подчеркивает особенность образовательной системы как социального феномена, как системы мер по формированию соответствующей этнической картины мира. В основе этнокультурной коннотации идея первичности этнокультурных традиций для полноценного развития человека, - необходимость включения в сферу образования не только родного языка, но и искусства, народного творчества, этнического восприятия мира с детства и на всю жизнь. В условиях этнокультурной коннотации образование строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Учебный процесс организуется на основе дидактического концентризма, обеспечивающего организацию этнолингвокультурологического поля как «сквозной этнокультурологической темы», – однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из этнических констант, который систематически присутствует в учебном процессе, исполняет организующую функцию, обладает высокой этнолингвокультурологической ценностью и соотносится с уровнем владения языком. Главная цель этнокультурно коннотированого образования – «не только обучение, но и нравственно-эстетическое развитие, становление личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации, сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса». А.Б. Панькин считает, что важным фактором овладения этнокультурным опытом, с целью воспитания важнейших качеств личности ребенка (в том числе эстетической культуры), наряду со школьным обучением и внеклассной работой является система дополнительного образования. В этом плане особая роль отводится художественно-эстетическому образованию, осуществляемому в учреждениях дополнительного образования детей. Именно здесь создаются благоприятные условия для формирования творческой личности ребенка, воспитания его эстетической культуры с помощью актуализации этнокультурных традиций.

Реализация этнокультурной составляющей содержания образования, представляет три компонента, предполагающих сочетание знаний, переживаний и отношений. В компонент «знание» входят собственно фактический материал, подлежащий усвоению, методологическое и оценочное знание. Компонент «переживание» основан на реализации задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала. В компонент «отношения» входят освоение процедур творческой деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я – Мир».

Включение мемориальных ценностей в современное содержание образования – существенный фактор, обеспечивающий преемственность и непрерывность этнокультурного развития. Нельзя чувствовать себя носителем той или иной этнокультурной традиции, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. Историко-этнологические знания дают возможность глубже понять истоки этноса, его культуры и формируют основу этнического самосознания, способствуют сохранению его духовно-нравственных ценностей. Культурно-исторические традиции, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой должны стать источником формирования содержания образования, всей учебно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей. История культуры, художественные ценности произведений искусства – живописи, архитектуры, музыки, литературы, начиная от народных сказаний, мифов, легенд до высоких образцов прозы и поэзии, – являются богатейшим источником гуманизма, развития нравственных и эстетических ценностей в деятельности учреждения дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое в образовании:

Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...

Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики — одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...

Начальное и среднее образование
После обретения независимости в странах Центральной Азии сократился набор в начальную школу, упали посещаемость и доля закончивших школу по всему региону. Целый ряд факторов повлиял на низкий уровень посещаемости: бедность и рост детского труда, ограниченный доступ к безопасному транспорту, проблем ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru