Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 2

Философы XIX в. И. Кант, И. Фихте, Ф. Гегель и др. разработали идеи развития способностей человека, развития искусства, эстетической культуры как средства развития личности, значение искусства для развития художественных способностей человека. В этот период Ф. Шиллер впервые применил термин «эстетическое воспитание». Он предложил понимать под эстетическим воспитанием не просто формирование способности понимать искусство, а формирование целостного человека, его культуры.

Эстетические идеи Древней Руси развивались на стыке языческой и христианской культур. Эстетическое воспитание осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах. В древнерусских произведениях («Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Изборник» и др.) проводится мысль о связи нравственного с эстетическим, идеалом духовности называется служение Родине. Эстетическая мысль ХV-ХVII вв. развивалась через идеи словесного изобразительного искусства и получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. В ХVII в. в России появились первые эстетические трактаты (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков). Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной мысли . В образах Андрея Рублёва воплотился символ красоты ХIХ в. – нравственная красота (единство мудрости, искусства, красоты).

Михаил Ломоносов предложил новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся. Анализируя проблемы воспитания и образования в дореволюционной России, К.Д. Ушинский указывал на объективную невозможность проведения какой-либо деятельности во внеурочное время. Внеклассная работа, как форма организации воспитания детей, способствования их нравственному и эстетическому развитию, в России того периода была ограничена. Во второй половине ХIХ в. В.И. Водовозов, К. Д. Ушинский, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств и потребностей, подчеркивая, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания.

В философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с другими сторонами воспитания, подчеркивается значение как общеобразовательных, так и художественно-эстетических знаний. Идеи эстетического воспитания прошли длительный путь становления и развития, вступив в ХХ в. обогащенными и содержательно разработанными. Итогом становления эстетического воспитания в России до ХХ в. можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории.

Большой опыт эстетического воспитания и образования накоплен в зарубежных странах. Он ориентирован на отдельные группы населения, реализуется в различных сферах жизнедеятельности, содержит опыт эстетического воспитания средствами искусства, подготовки кадров по эстетическому воспитанию. В США, к примеру, эталоном интегрированной и интердисциплинарной программы в области эстетического воспитания считается программа, созданная коллективом ученых центральной педагогической лаборатории среднего запада. Основная задача программы – через комплексное изучение искусства научить школьников анализировать, видеть и понимать эстетическое в действительности. Во многих странах создаются центры досуга, эстетического воспитания, клубы, в которых работают профессионально подготовленные кадры в области искусства, эстетического воспитания. В последние годы во многих странах сформировалась новая профессия «Педагог свободного времени». Это работник сферы услуг высокой квалификации, в задачи которого входит организация общения людей во время досуга. Анализ зарубежного опыта эстетического воспитания и подготовки специалистов для осуществления данной работы показывает интерес, который имеется в обществе к данной проблеме, необходимость проведения работы по эстетическому воспитанию различных слоёв населения, особенно детей. Однако прослеживается отсутствие целенаправленного воздействия на детей, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, раскрывается потребность общества в подготовке педагогических кадров для осуществления эстетического воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...

Физическое развитие ребенка второго года жизни
Оценивать физическое развитие ребенка нужно не только по массе тела, росту, окружности головы. Груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Любые отклонения в состоянии здоровья сказываются на физическом развитии, последнее может быть оценено как нормальное только при хорошем состоянии здоро ...

Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru