Дополнительное образование художественно-эстетической направленности осуществляется посредством дополнительных образовательных программ (типовых, модифицированных/адаптированных, авторских) по различным профилям художественно-эстетического цикла (музыкально-инструментальное, вокально-хоровое, декоративно-прикладное, художественно-изобразительное, литературно-творческое, театрально-драматическое, фольклорное, хореографическое и др.)
Эстетическое воспитание и художественно-эстетическое образование тесно связаны с эстетикой (греч. «эстезис» - ощущение, чувственное восприятие), наукой о красоте. Эстетика изучает прекрасное и его роль в жизни человека. Эта наука больше, чем любая другая, адресована душе человека. Эстетика входит во все сферы деятельности человека, формируя в нем способность к восприятию красоты. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве. Все это способствует воспитанию эстетической культуры человека.
По мнению В.А. Разумного, эстетическая культура – это система эстетических потребностей личности и относится к сфере духовной жизни человека. По определению М.А. Верба, эстетическая культура человека – особое свойство высокоразвитой личности, позволяющее ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию и творчеству. Эстетическая культура является важнейшей составляющей духовного облика личности, от ее наличия и степени развития зависит интеллигентность человека, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Невозможно воспитывать эстетическую культуру человека, а особенно ребенка, вне связи с воспитанием и развитием его общей культуры. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Содержание образования в многонациональном Российском государстве обеспечивает личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создает условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщает к ценностям мировой культуры. На наш взгляд, такой подход способен значительно «обогатить» и «усилить» процесс воспитания эстетической культуры современных школьников, которые, как нам кажется, несколько «оторваны» от своих «корней» и потому испытывают затруднения в восприятии эстетических объектов и явлений, в формировании собственных эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений.
Приобщая школьников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить эстетически воспитанных молодых людей, представителей различных этносов, к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в мультикультурной среде в условиях многонационального государства. На современном этапе региональные системы образования обеспечивают эстетическую воспитанность своих выпускников, способствующую их готовности к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы, на наш взгляд, является этнокультурная коннотация дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.
Исходные положения и основные идеи этнокультурной коннотации дополнительного художественно-эстетического образования могут быть определены следующим образом: создание условий для реального осуществления учебно-воспитательного процесса на двух языках (родном и русском); формирование художественно-творческих способностей и нравственно-эстетических качеств детей с учётом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; освоение этнической культуры, её обогащение культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далёкому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; приобщение к эстетически значимым предметам с учётом традиционных основ жизнедеятельности этноса; вариативность в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и их родителей (по А.Б. Панькину).
Новое в образовании:
Анализ работы по развитию творческого воображения в изобразительной
деятельности у детей с задержкой психического развития
Таблица 9. Анализ полученных результатов учащихся 2б класса по методике «Несуществующее животное» № п/п Имя учащегося Уровень творческого воображения 1 2 3 1. Тима М. 1 2. Игорь П. 1 3. Даяна Б. 2 4. Виталик С. 1 5. Дима Я. 1 6. Артем К. 1 Анализ результатов: 83,3% учащихся имеют I уровень; 16,6% у ...
Приемы активизации учебного процесса
1. Анализ ситуаций При диагностике и анализе ситуации чаще всего необходимо определить наиболее существенные её особенности, связи, факты. Под ситуацией принято понимать временный срез состояния воображаемой или наблюдаемой в действительности системы, отражающей взаимодействие людей, машин; взаимод ...
Формы и методы работы, используемые социальным педагогом в
процессе педагогического просвещения семьи
Для такого исследования социальный педагог должен активно использовать метод наблюдения. Ведь, как правило, дети из семей с благополучным микроклиматом ведут себя и в школе ровно, они дружелюбны, общительны, малоконфликтны, улыбчивы, у них обычно хорошее настроение. Такие дети с радостью помогают д ...