Системообразующим фактором воспитания является деятельность, в том числе творческая, поэтому важнейшим условием воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей мы называем приобщение к искусству (в том числе национальному) в процессе творческой деятельности. Искусство как средство воспитания, использовалось с древних времен. Во многие эпохи проявлялось стремление к гармоничному развитию личности средствами искусства. Широкое развитие идей воспитания приобщением к искусству наблюдается в Древней Греции (Платон, Пифагор и др.) Китайский философ Конфуций советовал: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой». В Древней Индии средством эстетического воспитания являлись дисциплины, построенные на развитии искусства художественного слова. В Средние века получили развитие идеи о божественности искусства (Август, V в.), об эстетическом воздействии музыки на человека (Василий Великий, IX в.), об искусстве как средстве познания, развития эстетических чувств (Фома Аквинский, XIII в.). Идеи развития способностей человека, воспитания его эстетической культуры, значение искусства для развития художественных способностей человека получили свое отражение в работах И. Канта, И. Фихте, Ф. Гегеля и др. философов XIX в. Ф. Шиллер, введя термин «эстетическое воспитание» развил идею о формировании целостного человека с помощью искусства. О роли искусства в гармоническом развитии человека писали К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье и другие. В Древней Руси в качестве средства эстетического воспитания использовались песни, сказания, былины, общение с природой и другое. В эстетических трактатах, появившихся в России в XVII в., отмечалась красота и жизненность произведений искусства, давалась классификация искусства (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков). Н.И. Новиков в XVIII в. развил теорию эстетического воспитания в России, что детей следует приобщать к искусству, воспитывать у них художественно-эстетический вкус. Во второй половине XIX в. К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и другие рекомендовали включать в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, художественное творчество. В философско-педагогической мысли четко прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с искусством, теоретически обосновывается и практически подтверждается незаменимое значение искусства в эстетическом воспитании детей и молодежи. Огромное значение искусству, как средству воспитания, придавал и В.А. Сухомлинский. Он считал, что важнейшими средствами воспитания являются художественное слово, музыка, народное творчество. В современной отечественной педагогике искусство определяется как одно из основных средств воспитания эстетической культуры школьников. Искусство часто называют «человековедением», наукой о человеческой душе (Д.Б. Кабалевский). Это обусловлено способностью искусства оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание. На наш взгляд, именно в этом заключено самое важное свойство искусства, как средства воспитания.
Своеобразным ядром воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей является культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства. Через искусство, (которое является одним из важных элементов эстетического восприятия мира) ребенок открывает для себя мир художественных образов. Искусство как «язык чувств» (по Л.С. Выготскому) оказывает непосредственное влияние на эмоции человека, а уже через них воздействует на весь внутренний мир ребенка. Искусство – это мир чувственных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определённого материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждения, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность. Искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, характер, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, воздействовать на волю. Это происходит как в результате художественного творчества, так и в процессе общения с произведением искусства, которое есть, по сути, сотворчество. Эстетическое воспитание в учреждении дополнительного образования детей – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры последних. Опираясь на исследования проблем эстетического воспитания детей, мы определили, что эстетическая культура современного школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности конкретного ребенка, как представителя своего родного этноса, гражданина многонациональной России и полноценного члена мирового мультикультурного общества, а именно: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, независимо от его этнического происхождения; знание и понимание сущности эстетического в искусстве (национальном, региональном, общероссийском и мировом) и окружающей действительности, художественную грамотность; степень развития творческих сил, способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира, этнокультуры, общероссийской и мировой культуры; потребность и умение эстетически преобразовывать действительность. В основе эстетического воспитания школьников лежат принципы гуманизма, красоты, гармонии и совершенства. Помимо всего прочего, эстетическое воспитание является важнейшим средством передачи всего накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению, и в связи с этим выполняет следующие задачи: а) первоначальное создание запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для возникновения у воспитанников склонности, интереса к эстетически значимым предметам и явлениям; б) на основе полученных знаний формирование и развитие способностей художественного и эстетического воспитания, таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими (другими словами, это – развитие эмоционально-чувственной сферы жизни детей, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитанников с внешним миром); в) формирование у воспитанников эстетической творческой способности, т.е. воспитание у них таких качеств, потребностей и способностей, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой окружающего мира, но и самому эстетически преобразовывать его.
Новое в образовании:
Иллюстрация разработки инструментария для
определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...
Основные положения изучения метода координат в школе
Придавая геометрическим исследованиям алгебраический характер, метод координат переносит в геометрию наиболее важную особенность алгебры — единообразие способов решения задач. Если в арифметике и элементарной геометрии приходится, как правило, искать для каждой задачи особый путь решения, то в алге ...
Общеметодический подход к формированию математических понятий
в школьной практике
В школьной практике многие учителя добиваются от учеников заучивания определений понятий и требуют знания их основных доказываемых свойств. Однако результаты такого обучения обычно незначительны. Это происходит потому, что большинство учащихся, применяя понятия, усвоенные в школе, опираются на мало ...