Как и любая образовательная деятельность, система, структура дополнительного образования художественно-эстетической направленности – открытая воспитательная система, связанная с социальной средой. Взаимосвязь с социумом проявляется во взаимодействии с семьями воспитанников, с учебными заведениями, учреждениями науки, культуры и искусства, детскими и молодежными общественными организациями. При этом дополнительное художественно-эстетическое образование выполняет две разнонаправленные функции. С одной стороны, обращение к возможностям окружающей среды позволяет выполнять функцию расширения образовательного пространства, обогащения социального опыта воспитанников. С другой стороны, создавая условия позитивного развития подростков и юношества, учреждения дополнительного образования детей выполняют охранительную функцию, предотвращая или нивелируя воздействие на подрастающее поколение негативных факторов окружающей среды. Первая функция связи со средой позволяет разнообразить содержание социально направленной деятельности воспитанников, обогащать их опыт проявления заботы об окружающих, опыт природоохранной деятельности. Изучение народных традиций развивает бережное отношение к памятникам истории и культуры, к богатству народной культуры. Так предотвращается потребительское отношение к культуре. Дети становятся ценителями, хранителями, трансляторами культурных традиций, создателями культурных ценностей. Вторая функция, связанная с обеспечением нравственной и эстетической устойчивости подрастающего поколения к негативному воздействию противоречий и сложностей социальной среды, направлена на оздоровление общества, противопоставление культу силы и насилия, пропагандируемых средствами массовой информации, истинных нравственных и эстетических ценностей. Влияние на развитие культуры общества проявляется только благодаря ориентации на развитие самостоятельности, поисковой и творческой активности, стремления к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и самообразованию. Социализация индивида может осуществляться в форме адаптации как пассивного приспособления к условиям среды, так и в форме интеграции. Интеграция – активная форма взаимодействия со средой. Активность проявляется в способности и готовности влиять на условия среды, когда человек изменяет ее и изменяется сам. Воспитание активных граждан, способных к принятию самостоятельных решений, целеустремленных при нравственно и эстетически ценном выборе достижения цели, обладающих эстетической культурой – одно из условий культурного прогресса, показатель влияния дополнительного образования на культуру общества. Наконец, влияние дополнительного образования на культуру региона, конкретного города, микросоциума проявляется в том, что само учреждение дополнительного образования детей становится культурным центром, определяющим развитие позитивных потребностей населения, решающим проблему регионализации образования, способствующим сохранению национальных традиций и выполняющим важнейшую функцию – воспитание эстетической культуры подрастающего поколения.
Воспитание эстетической культуры школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного художественно-эстетического образования включает: воспитание как целенаправленный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни; эстетическое воспитание как активное формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и суждений; эстетику как науку о прекрасном и его роли в жизни человека; дополнительное образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через дополнительные образовательные программы; эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании; этнокультурную коннотацию как систему, обеспечивающую культурообразующий характер и природосообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.
Новое в образовании:
Истоки декоративно – прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...
История и разновидности декупажа
Декупаж (Decoupage или découpage) – это искусство украшения предметов путем наклеивания элементов из цветной бумаги. Они сочетаются со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочее. Обычно какой-либо предмет, например, небольшие коробки или ...
Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...