Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее.
Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ребенок в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Осуществить побуждение учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через сотрудничество.
Деятельность школьников является коллективной. Цель этой деятельности осознаётся как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; организация деятельности предполагает разделение труда; в её процессе между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива. На уроках учащиеся любят работать в группах, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в группе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласовано и слажено, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности.
Сотрудничество – базовое понятие в гуманистической педагогике и личностно ориентированном подходе, поскольку все обучение строится на общении, на сотрудничестве. Л.С. Выготский считал, что учащиеся способны работать на значительно более высоком интеллектуальном уровне, если их обучение протекает совместно в малых группах, нежели в тех случаях, когда они обучаются индивидуально. Д. Брунер утверждал, что методы совместного обучения в сотрудничестве способствуют развитию умений, связанных с решением проблем, поскольку учащиеся вынуждены рассматривать различные варианты решения одной и той же проблемной ситуации. Такая совместная деятельность позволяет им использовать полученные ранее знания и умения критического мышления в качестве инструмента познавательной интеллектуальной деятельности.
Обучение в малых группах по методике сотрудничества отличается от обычного группового обучения.
Д.Джонсон и Р.Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
1) взаимозависимость членов группы;
2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
4) социализация деятельности учащихся в группах;
5) общая оценка работы группы.
Главное, следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
Девиз учащихся, обучающихся по данной технологии: «Помоги другому и поймёшь сам!»
Возможности использования групповой работы не только в системе развивающего обучения, но и в традиционном и иных подходах к образованию:
1. Решение задач. В развивающем обучении работа подчинена цели нахождения способа решения для определенного класса задач. В традиционном обучении она может быть использована для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей. Кроме того, групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся. В развивающем образовании групповая работа заставляет учащихся ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы работы. В традиционном подходе групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу, чем, например, работа у доски одного ученика.
Новое в образовании:
Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...
Проблемы физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами ...
Логические задачи как средство
формирования логических операций с высказываниями
Теоретическое исследование о важности широкого внедрения в школьный урок математики логических задач дополним описанием соответствующих методических установок. Ниже рассмотрим методику использования на уроках математики в начальной школе специального типа логических задач, связанных с внедрением в ...