Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Организация группового взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов ПЦ ''Эксперимент'' (в частности, исследовательская разработка С. Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''). Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б. Воронцов (''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова''). Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.
Объектом исследования является групповая форма организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах.
Предмет исследования - педагогические условия организации групповой работы на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования с опорой на анализ литературы и опыт практической работы: организовать групповую работу с младшими школьниками на уроках русского языка.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
· изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
· рассмотреть понятие «групповая работа» в современных психолого-педагогических исследованиях;
· подобрать задания в рамках организации групповой работы, способствующие развитию ЗУНов младших школьников;
· провести экспериментальную работу;
· разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповой работы на уроках русского языка.
При написании курсовой работы мы использовали комплекс методов исследования:
· изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
· педагогическое наблюдение процесса обучения;
· беседы с учителем начальных классов;
· анализ результатов ученической деятельности;
· диагностический метод (социометрия, опросники);
· педагогический эксперимент.
Новое в образовании:
Физическое развитие ребенка второго года жизни
Оценивать физическое развитие ребенка нужно не только по массе тела, росту, окружности головы. Груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Любые отклонения в состоянии здоровья сказываются на физическом развитии, последнее может быть оценено как нормальное только при хорошем состоянии здоро ...
Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Для общеразвивающих упражнений характерно, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно пр ...
Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»
Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение реша ...