В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
Проблемное;
Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.
Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который бы был лишен недостатков. Выбор какого-либо вида обучения практически всегда зависит от требований к конкретному школьному предмету.
На данный момент в преподавании биологии закреплено содержание и методы, которые соответствуют объяснительно-иллюстративному виду обучения. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования.
Селевко Г.К. выделил преимущества и недостатки этого вида обучения:
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения; |
Шаблонное построение, однообразие; |
Упорядоченная, логическая правильная подача учебного материала; |
Нерациональное распределение времени урока; |
Организационная четкость; |
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания; |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя |
Учащиеся изолируются от общения друг с другом; |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. |
Отсутствие самостоятельности |
Пассивность или видимость активности учащихся; | |
Слабая речевая деятельность; | |
Слабая обратная связь; | |
Усредненный подход; | |
Отсутствие индивидуального обучения |
Современная наука стремится от описания явлений перейти к раскрытию сущности, как внутренней взаимосвязи явлений. С 19 века наука задается вопросом «почему биологические объекты различны по внешним признакам, что позволяет им изменяться?» Однако, устоявшееся содержание в преподавании биологии, на данный момент, соответствует содержанию описательной науки. В 18 веке К. Линней создал классификацию и разделил биологические объекты на группы по внешним признакам. Именно эту систему учителя предлагают детям как «призму», через которую они могут смотреть на окружающий мир. Отсюда вытекают некоторые противоречия в образовании:
Противоречие между объемом информации и средствами ее освоения. Количество информации перегружает ребенка, т.к. используется неадекватная система.
Невозможность научить ребят решать нестандартные задачи, поскольку классическая модель образования основывается на примерах.
Программы традиционной школы построены в соответствии с требованиями формально-логических представлений о человеческом мышлении. Учебный материал в этих программах расположен так, что при его усвоении мысль учащихся двигается от наблюдения за многими частными проявлениями какого-либо объекта к выделению в них некоторых одинаковых, сходных или общих элементов, которые обозначаются словом, т.е. «общее знание» усваивается как результат сравнения частных явлений. Мысль учащихся двигается от «частного к общему». Учебные программы, обеспечивающие в процессе усвоения знаний именно такое движение мысли, представляют собой каталог, классификацию знаний.
Новое в образовании:
Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно
коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...
Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних ...
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...