В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
Проблемное;
Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.
Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который бы был лишен недостатков. Выбор какого-либо вида обучения практически всегда зависит от требований к конкретному школьному предмету.
На данный момент в преподавании биологии закреплено содержание и методы, которые соответствуют объяснительно-иллюстративному виду обучения. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования.
Селевко Г.К. выделил преимущества и недостатки этого вида обучения:
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения; |
Шаблонное построение, однообразие; |
Упорядоченная, логическая правильная подача учебного материала; |
Нерациональное распределение времени урока; |
Организационная четкость; |
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания; |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя |
Учащиеся изолируются от общения друг с другом; |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. |
Отсутствие самостоятельности |
Пассивность или видимость активности учащихся; | |
Слабая речевая деятельность; | |
Слабая обратная связь; | |
Усредненный подход; | |
Отсутствие индивидуального обучения |
Современная наука стремится от описания явлений перейти к раскрытию сущности, как внутренней взаимосвязи явлений. С 19 века наука задается вопросом «почему биологические объекты различны по внешним признакам, что позволяет им изменяться?» Однако, устоявшееся содержание в преподавании биологии, на данный момент, соответствует содержанию описательной науки. В 18 веке К. Линней создал классификацию и разделил биологические объекты на группы по внешним признакам. Именно эту систему учителя предлагают детям как «призму», через которую они могут смотреть на окружающий мир. Отсюда вытекают некоторые противоречия в образовании:
Противоречие между объемом информации и средствами ее освоения. Количество информации перегружает ребенка, т.к. используется неадекватная система.
Невозможность научить ребят решать нестандартные задачи, поскольку классическая модель образования основывается на примерах.
Программы традиционной школы построены в соответствии с требованиями формально-логических представлений о человеческом мышлении. Учебный материал в этих программах расположен так, что при его усвоении мысль учащихся двигается от наблюдения за многими частными проявлениями какого-либо объекта к выделению в них некоторых одинаковых, сходных или общих элементов, которые обозначаются словом, т.е. «общее знание» усваивается как результат сравнения частных явлений. Мысль учащихся двигается от «частного к общему». Учебные программы, обеспечивающие в процессе усвоения знаний именно такое движение мысли, представляют собой каталог, классификацию знаний.
Новое в образовании:
Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...
Игрушка русского Севера
В Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или ...
Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...