Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии

Страница 2

Систематическое обучение школьников по традиционным программам, с одной стороны, формирует у них эмпирические представления и понятия о различных сферах действительности, с другой стороны, культивирует эмпирическое мышление. А оно и появляется у человека вне школы, и в определенной степени может развиваться вне школьного обучения, которое лишь оформляет его. Таким образом, традиционное обучение не формирует основы какого-либо другого типа мышления, кроме эмпирического. Теоретическое сознание и мышление формируется стихийно, не в полной мере и далеко не у всех школьников. И если это происходит, то часто вопреки многим положениям принятой дидактики и методики, между нормативами которых и реальной практикой отдельных учителей существует множество расхождений.

В настоящее время сложилось представление о жизни как определенной стадии в эволюции не только нашей планеты, но и Вселенной в целом. Возникшее в начале 20 века представление о биосфере «позволяет увидеть жизнь как сплошной, непрерывный во времени и пространстве поток, в котором беспрестанно преобразуется вещество, энергия и информация… Формой существования и эволюции этого непрерывного потока являются дискретные, ограниченные во времени и пространстве, выделенные из окружающей среды образования – отдельные организмы» (В.И. Вернадский, 1985). Все это – постоянное движение, взаимосвязи между отдельными элементами, образующими живые системы разных уровней организации, – невозможно раскрыть на уровне эмпирических знаний.

Поэтому уже с первых лет обучения биологии целесообразно вводить на доступном уровне основные биологические понятия (эволюционные, экологические, цитологические), которые в дальнейшем от класса к классу будут расширяться, углубляться конкретизироваться новыми примерами.

При этом теоретические понятия, закономерности, ведущие идеи должны использоваться для интеграции фактических знаний, для установления связей между разделами курса, преодоления его фрагментарности.

Биология – наука о жизни. И основой теоретического курса школьной биологии, отвечающего уровню и логике современной науки, должно быть научное понимание жизни, закономерностей ее проявления и развития. Одним из центральных комплексов теоретических представлений в ней является эволюционная теория, которая занимает центральное место в огромном и многообразном здании современной биологии. Она позволяет рассматривать живую природу в динамике, во взаимосвязи ее элементов и в связи с абиотической средой.

Эволюция… основное условие, которому должны подчиняться отныне все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными.

Пьер Тейяр де Шарден.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно от ...

Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...

Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи
Коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия - вопрос, просьба, совет, пред ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru