С развитием информационно-коммуникативных технологий в системе образования все больше используется опыт, накопленный сетевыми сообществами в обучении и приобщении учителей и школьников к участию в жизни таких сообществ, существующих на базе сетевых центров науки, искусства, здравоохранения, профессионального образования, бюджетной сферы и бизнеса. Развитие сетевых сообществ в образовательной среде будет способствовать формированию новых и развитию имеющихся профессиональных сообществ прежде всего за счет овладения в учебном процессе методологией, культурой, безопасностью работы в сетевых сообществах, что в общей сложности отвечает принципам развития информационного общества в Российской Федерации:
принципу партнерства государства, бизнеса и гражданского общества;
свободы и равенства в доступе к информации и знаниям;
поддержки отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
содействия развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.
Сетевое сообщество (Net Community, Virtual Community) — это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Компьютерная сеть (Интернет) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Основу сетевого сообщества составляют три компонента: простые действия участников; обмен сообщениями; социальные сервисы, представляющие собой сетевое программное обеспечение (прежде всего это современные средства Web 2.0), поддерживающее групповые взаимодействия. В средней школе особенно необходимо создание свободно-образовательного, но не учебно-обязательного режима и упрочение его статуса.
Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет — это прежде всего деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах, направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах и формирует культуру общения в сетевых сообществах. Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет включает деятельность, направленную на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации. Профессиональным сетевым сообществом можно назвать форму деятельности, применяемую для построения организаций, предполагающих обмен знаниями среди людей, объединенных общими профессиональными интересами. Мотивами для вступления в сетевое профессиональное сообщество могут быть желание самореализации, свободы общения, профессионального развития и получение возможности обмена опытом без каких-либо дополнительных условий, а также принадлежность к профессиональной группе, приобретение известности в ее рамках и достижение некоторой социальной успешности.
Использование школьниками сети Интернет для получения новых знаний и установления лично значимых социальных контактов, направленных на повышение их уровня готовности к профессиональному самоопределению, способствует развитию информационной культуры подростков и положительно влияет на их ценностные ориентиры. Для обеспечения организационно-педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников могут использоваться социальные сети и возможности технологий Web 2.0. Участвуя в блогах, организованных в социальных сетях, школьники имеют реальную возможность общения в интерактивном режиме с представителями различных профессиональных сообществ. От них подростки могут получать информацию о личных и профессиональных качествах, необходимых специалистам данной сферы деятельности, о путях получения той или иной профессии.
Новое в образовании:
Общие правила организации групповой работы на уроке
Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения? Эти условия описаны в работах эстонского ученого Х.И. Лийметса «Групповая работа на уроке», И.М. Чередова «Система форм организации обучения в общеобразоват ...
Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...
Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...