Актуальность исследования обусловлена радикальными переменами в социальной, политической и экономической жизни общества под влиянием информатизации. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названными учёными информационным обществом.
Информация и информационная деятельность призваны играть ключевую роль в данном обществе. Переход к информационному обществу чаще всего идентифицируют по смене доминирующих технологий. Однако сами технологии не всегда оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Более важными оказываются изменения, инициируемые ими в обществе и влияющие на сферу образования.
Образование в Информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека, а в нашем случае и ребёнка, с окружающими людьми, который предполагает также генерирование информации в обмен на полученную.
Различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное – все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире. В связи с этим, одной из основных задач образования становится обучение работе с информацией.
На этапах компьютеризации школы возможное влияние компьютера на систему образования были раскрыты в работах А.Г. Гейна, А.П. Ершова, В.Н. Каптелина, А.А. Кузнецова, А.Л. Семёнова и др. В последние годы потенциал самого компьютера оказывает на систему образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и выхолощенный рекламный стиль сообщений «экранной культуры» сети Интернет. Интернетизация массированно воздействует на психику, модификацию поведения. С другой стороны, Интернет имеет возможность занять определённое место в системе образования, выступая фактором повышения её эффективности и модернизации.
Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.
С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы. Проблемность ситуации состоит в отсутствии единой научно разработанной теории информационной безопасности, несоответствии потенциальных возможностей информатизации образования и получаемыми в настоящее время результатами. Отсутствие законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих уровень нравственности данных, циркулирующих в информационных электронных сетях, обостряет проблему воспитания подрастающего поколения, использующего ресурсы Глобальной Сети.
В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения. Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.), Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.) создают правовую основу безопасности человека.
Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в этой области, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом. В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина.
Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) не предусматривает меры борьбы с сайтами, регистрирующими и опрашивающими несовершеннолетних без согласия их родителей, а также содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим, существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения самими Интернет - ресурсами доступа к такого рода информации детей.
В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы - переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Необходимость ее смены означает осознание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практике (по Г. Л. Ильину). В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением Инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета. Современное состояние информационного пространства Сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:
1. Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам.
2. Наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка.
3. Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;
4. Наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.
Таким образом, актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данной работы.
Цель исследования: разработка механизма обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
Объект исследования: информационная безопасность школьников как целостное социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в образовательном учреждении, создание условий и мотивации для противостояния спам – Интернету.
Гипотеза исследования: состоит в том, что информационная безопасность школьника в образовательном учреждении может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, обусловленных с целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды; реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.
Цель и гипотеза определили постановку задач работы:
- проведение теоретического анализа, педагогической, социологической, методической литературы по проблемам развития личности и ее социализации в эпоху Интернета;
- изучение отечественного и зарубежного опыта обеспечения информационной безопасности школьника и выявление сходства и отличия;
- изучение готовности современного учителя к использованию образовательных ресурсов Интернета;
- - анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы, определение педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
Для осуществления поставленной цели используются следующие методы исследования:
теоретические – изучение научной литературы по вопросу информационной безопасности школьников, анализ специальной литературы;
эмпирические – анализ процесса обеспечения информационной безопасности школьника, изложенная в работах современных педагогов и ученых.
Теоретическая база исследования – работы следующих ученых в области информационной безопасности школьников Л.П. Владимировой, Т.А. Малых, Е.С. Полат, Н.И. Саттаровой и др.
Теоретическая значимость в обобщении материала по вопросам информационной безопасности школьников.
Практическая значимость заключается в разработке конкретных рекомендаций по обеспечению информационной безопасности школьника в учебном процессе и дома.
Новое в образовании:
Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего
дошкольного
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах ...
История и разновидности декупажа
Декупаж (Decoupage или découpage) – это искусство украшения предметов путем наклеивания элементов из цветной бумаги. Они сочетаются со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочее. Обычно какой-либо предмет, например, небольшие коробки или ...
Коммуникативные
и организаторские способности учителя
Для определения преобладающих способностей учителя начальных классов используем методику Б.А. Федоршина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты заносим в таблицу 2.2 Таблица 2.2 – Оценка коммуникативных и организаторских склонностей № п/п Код Кол-во совпадений К Кол-во совпадений ...