Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Страница 1

Однородность членов предложения - это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических условий, ни из семантических, хотя и зависит от них.

П.А. Лекант указывает, что однородные члены предложения являются наиболее регулярной и активной разновидностью сочиненных компонентов.

Большинством ученых признается, что однородными могут быть любые члены предложения:

подлежащие: Взрослые и дети с одинаковым удовольствием смотрели этот фильм (Аст.);

сказуемые: Ольга вымыла полы в кухне и комнате, приубралась и села на табурете (Плат.);

определения: Весь луг был покрыт желтыми, синими, белыми, красными цветами (И. Т.);

дополнения: Отцу и сыну эта обстановка казалась слишком богатой (Плат.);

обстоятельства: Александр Васильевич принял мое назначение в бригаду спокойно и равнодушно (Плат.).

Трудную историю имеет вопрос об однородных сказуемых. Многие лингвисты склонны были рассматривать такие предложения как слитные. Однородные члены предложения как результат слияния двух и более предложений понимали Н.И. Грач, Ф.И. Буслаев. О слитных предложениях пишет А.М. Пешковский, хотя указывает, что исторически этот термин не оправдывается, так как процесс слияния доказать нельзя. Рассмотрев подробно союзы, которые встречаются в "слитных предложениях" с однородными членами, а также указав на близость этих предложений к сочетаниям предложений в составе сложного, А.М. Пешковский приходит к выводу, что термин "слитное", если только отказаться от его исторического понимания, удачно выражает природу этих предложений, действительно среднюю между односоставностью и сложностью. Несколько по иному относился к подобным предложениям Д.Н. Овсяннико-Куликовский: он говорил об одинаковых частях внутри предложения. А.А. Шахматов также не склонен усматривать слияние нескольких предложений в предложении типа: Цезарь пришел, увидел, победил. В дальнейшем такие предложения стали рассматривать как предложения с однородными сказуемыми. Однако мысль о близости предложений с однородными сказуемыми к сложным оказалась плодотворной. Например, предложения с однородными сказуемыми А.М. Мухин рассматривал как сложные предложения.

Также интересны рассуждения Н.Ю. Шведовой по этому поводу. К простым предложениям она относит только те предложения, в которых однородные сказуемые связаны между собой сочинительными союзами, и исключает из их числа предложения, в которых между однородными сказуемыми имеет место связь при помощи союзов подчинительных, типа: Я смирился, хотя и обиделся; Ребенок забыл об уроках, потому что увлекся рисованием.

Разграничение однородности/неоднородности определений также вызывает трудности при постановке знаков препинания.

Признаки

Однородные определения

Неоднородные определения

1. Лексические

1) Характеризует разные предметы по одному признаку (цвету, материалу, размеру и т.д.);

2) синонимы;

3) общее внешнее впечатление;

4) смысловая градация;

5) эпитеты.

1) Определяет предмет (или предметы) с разных сторон.

2. Морфологические

1) Прилагательное одного разряда;

2) прилагательное + причастный оборот.

1) Прилагательные разных разрядов (н-р, кач. +отн.);

2) отн. +отн., но с разными признаками;

3) прил. +одиночное причастие.

3. Синтаксические

1) Постпозиция;

2) союз и (школа);

3) количественный состав;

4) особая интонация.

1) Одно определение относится не к слову, а к словосочетанию;

2) уточнение и пояснение.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций
После определения содержания инновационной деятельности учителя, определения сущности педагогических инноваций, перейдём к характеристике основных методов выявления и изучения педагогических инноваций. Прежде, чем приступить, сделаем короткое замечание. Методы выявления и методы изучения педагогиче ...

Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников; педагогич ...

Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru