Грамматическим средством, устанавливающим смысловые отношения между однородными членами, являются сочинительные союзы. Выделяются следующие по значению группы таких союзов:
а) соединительные, показывающие, что однородные члены предложения сочиняются для выражения некоторой общей идеи. К числу соединительных союзов относятся и, да (в значении и), ни. ни: Я и Петя сумели решить эту трудную задачу; Только я да Петя сумели решить эту трудную задачу. Союз ни. ни употребляется только при отрицании: Ни я, ни Петя не сумели решить эту трудную задачу.
Напомним, что союз и способен употребляться и при неоднородных сочиненных членах, когда два (и более) члена находятся только в одинаковой подчинительной связи с другим членом, но смысловых отношений между этими членами нет, ср.:. С потолка спускались толстые и черные нити паутины;
б) сопоставительно-противительные союзы: а, но, да (в значении но): Не я, а Петя решил эту сложную задачу; Я долго решал эту сложную задачу, но так и не решил.
в) разделительные союзы: или, либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли: Я или Петя решим эту сложную задачу; Либо я, либо Петя решим эту сложную задачу; То я, то Петя решали сложные задачи; Не то я, не то Петя когда-то уже решал эту сложную задачу; То ли я, то ли Петя когда-то решал эту сложную задачу;
г) градационные союзы: не только. но и; как. так и и др.: Не только я, но и Петя решил эту сложную задачу; Как я, так и Петя решил эту сложную задачу;
д) пояснительные союзы: то есть, а именно: Он решал задачи, как всегда, то есть быстро.
Отношения между однородными членами могут устанавливаться и на неграмматической основе при выражении некоторой общей идеи: Хорь был человек положительный, практичный, административная голова, рационалист; Калинин, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных (И. Т.).
Однородные члены предложения образуют однородный ряд. Однородный ряд может быть закрытой и открытый. Закрытым называется такой однородный ряд, который нельзя продолжить. Закрытые ряды создаются сопоставительно-противительными и градационными союзами. Открытым называется такой однородный ряд, который можно продолжить, ср.: В классе остались Петя, Вася, Маша. - В классе остались Петя, Вася, Маша, Марина, Миша. Открытые однородные ряды создаются соединительными и разделительными союзами. Соединительный союз и может быть одиночным и повторяющимся: Петя и я остались в классе. - И Петя, и я остались в классе. Разделительные союзы или и либо могут также быть одиночными и повторяющимися: Петя или (либо) ты должен остаться после уроков. - Или (либо) Петя, или (либо) ты должен остаться в классе после уроков. Разделительные союзы то. то, не то. не то, то ли. то ли, а также соединительный союз ни. ни могут быть только повторяющимися:
Их разговор благоразумный Ни поэтическим огнем,
О сенокосе, о вине, Ни остротою, ни умом,
О псарне, о своей родне, Ни общежития искусством (П.).
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни охлаждающая даль, Ни шум веселий, ни науки
Ни долгие лета разлуки,. Души не изменили в нем,
Ни музам данные часы, Согретой девственным огнем
Ни чужеземные красы, (П.).
Однородные ряды без союзов всегда являются открытыми: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы. - На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы, автобусы.
Возможны такие однородные ряды, часть членов которых сочинена без союзов, а часть - союзом и. Такие однородные ряды могут быть трех типов:
1. Если союз и употребляется только перед последним членом ряда, то он закрывает однородный ряд: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы. - Нельзя сказать: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы, маршрутные такси; не говорят и так: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы, и маршрутные такси.
Новое в образовании:
Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждения определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи. Охра ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...
Моделирование воспитательной системы
Построение воспитательной системы начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой ин ...