2. Союз и может повторяться перед несколькими последними членами однородного ряда. В этом случае однородный ряд остается открытым. Это можно часто встретить в языке художественной литературы:
Татьяна (русская душою,
Он рощи полюбил густые,
Сама не зная почему)
Уединенье, тишину,
С ее холодною красою
И ночь, и звезды, и луну.
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный-
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И сани, и зарею поздней
И снам, и карточным гаданьям,
Сиянье розовых снегов,
И предсказаниям луны.
И мглу крещенских вечеров (П.).
Союз и может связывать члены попарно. Эти пары, в свою очередь, организуются в однородный ряд без союзов.
Структуру такого однородного ряда можно наглядно представить с помощью круглых и квадратных скобок: [ (Петя и Маша), (Сережа и Таня), (Миша и Аня)] решили провести отпуск вместе на юге.
Но Ленский, не имев, конечно, Они сошлись: волна и камень,
Охоты узы брака несть, Стихи и проза, лед и пламень
С Онегиным желал сердечно Не столь различны меж собой
Знакомство покороче свесть.
Пара с союзом и не обязательно соединяется с другой парой, она может соединяться с отдельными однородными членами: Вздохи и зеванье старухи, мирное дыханье спавшей бабы, сумерки избы и шум дождя за окном располагали ко сну.
Однородный ряд без союзов, а также с соединительными или разделительными союзами может предваряться или, наоборот, завершаться обобщающим словом. Обобщающее слово обозначает главную мысль, которая объединяет в одно целое - в однородный ряд - члены предложения. Обобщающее слово является тем же членом, что и члены однородного ряда. Например:
В маскарадной и в оперной зале,
За игрой у зеленых столов,
В клубе, в думе, в манеже, на бале,
Словом: в обществе всяких родов,
В наслажденье, в труде и в покое,
В блудном сыне, в почтенном отце,
Есть одно - угадайте, какое? -
Выраженье на русском лице? (Н.)
Обобщающий характер обстоятельства в обществе всяких родов подчеркивается специальным компонентом (словом).
Обычно обобщающие слова и члены однородного ряда соотносятся как род и вид: В лесу встречаются два вида лягушек: травяная и более мелкая - остромордая (С. Огнев); Зверек мгновенно определяет расстояние от предмета: летящего крупного насекомого, проволоки, ветки и т.п. (С. Огнев).
В роли обобщающих слов особенно активны местоименные слова со значением всеобщности: всё, все, всюду, нигде: Весна чувствуется всюду: и в городе, и в лесу, и на реке. Нужной мне книги не было нигде: ни в магазинах, ни в библиотеках.
Меж ними все рождало споры
И к размышлению вело:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду (П.).
Н.С. Валгина говорит о том, что синтаксическая однородность выявляется только в предложении (не в словосочетании) и определяется как тождество синтаксической позиции, а это возможно лишь при объединении сочетающихся словоформ в сочиненный ряд.
Далее она отмечает, что в ряду однородных членов обнаруживается равноправие компонентов, их смысловая и грамматическая независимость друг от друга, при условии, однако, их логической и лексической сопоставимости. Такие члены предложения связаны перечислительными, сопоставительными или разделительными отношениями.
"Вместе с тем однородные члены, - говорит Н. С Валгина, - объединяются одинаковым синтаксическим отношением к одному и тому же члену предложения. Последнее может проявляться в их соподчиненности, т.е. в параллельности зависимости от некоего третьего члена, или, наоборот, в соподчиняющей роли по отношению к этому третьему члену предложения, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (наслаждался - трудом, успехом, славой; трудами и успехами - друзей). Такая подчинительная связь обнажает однородность, подчеркивает ее. Но соподчиненность отнюдь не обязательное свойство однородных членов предложения: вряд ли правомерно говорить, например, о соподчиненности однородных подлежащих, ведь они не подчинены ни одному члену предложения. Трудно обнаружить и их подчиненную роль по отношению к сказуемому: связь подлежащего и сказуемого - взаимообратная, координирующая".
Новое в образовании:
Коррекционная работа по формированию у детей с
задержкой психического развития пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного в ...
Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...
Девиантное поведение несовершеннолетних
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры ил ...