На первом этапе (констатирующем) было необходимо установить уровень взаимодействия учащихся в группе, определить роль каждого ученика. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдения за учениками при работе в группе; беседа с учащимися. Экспериментальное исследование проблемы организации групповой работы проведено во 2 классе Успенской СОШ на уроках русского языка. Экспериментальная работа проводилась в обычных естественных условиях обучения и воспитания.
Первый этап мы разделили на 2 ступени. На первой мы позволили учащимся сформировать группы по принципу соседних парт.
В результате наблюдения за учащимися четырех групп было установлено, что включаются в групповую работу только единицы. Многие учащиеся «отмалчиваются», ведут себя крайне пассивно. Первая группа вела себя шумно, но результаты работы были лучше, чем во второй. В первой группе позицию лидера сразу заняла Лиза Р., которая распределила роли между другими учащимися. В остальных группах явного лидера не было, работа велась вяло.
Было проведено наблюдение за поведением отдельных учеников. Нами было установлено, что на перемене Никита Е. общителен, тогда как на уроке русского языка во время групповой работы проявляет пассивность. Напротив, Лиза Р. сразу включилась в работу, стала руководить остальными, жестикулировала и достаточно громко обсуждала задания. Алёша С. совершенно «отсутствовал», сидел, отвернувшись от всех остальных.
Миша С. при работе в группе своих идей не предлагал, в споры не вступал, но записывал мысли других. Костя К. живо обсуждал все вопросы с остальными, заявил себя лидером.
Из беседы с учителем выяснили, что в учебной деятельности Костя К. проявляет активность на всех уроках. Успеваемость по всем предметам отличная. Таким образом, интерес к работе в группе полностью обусловлен интересом к учебному предмету.
Наше внимание привлек Алёша С. В результате наблюдения мы установили, что, несмотря на готовность к контакту, открытому общению, этого ребёнка не замечают одноклассники, он в группе отверженных. Он учится плохо, у него диагноз: олигофрения в степени дебильности. Вывод: в силу своих умственных особенностей Алёше неинтересна работа в группе.
На уроках русского языка Никита Е. не активен, учится средне. Но на других уроках (математики, окружающего мира) он работает активно и имеет хорошие результаты. Нелюбовь к предмету объясняет его пассивность при работе в группе на уроке русского языка.
Миша С. очень хорошо учится, но сильно заикается. Вследствие этого стесняется разговаривать и чаще молчит.
На второй ступени констатирующего этапа мы, опираясь на мнения и рекомендации психологов и педагогов, рассмотренные выше в данной работе, использовали различные методы, приемы и средства, которые помогли нам организовать групповую работу на уроках русского языка.
Подготовительная работа
Для проведения исследования были отобраны и подготовлены следующие материалы:
- социометрическая методика (Ратановой Т.А., Шляхта Н.Ф.);
- методика изучения уровня усвоения орфограмм Н.В. Зайцева.
С использованием вышеназванных методик было проведено исследование для определения уровня усвоения орфограмм и сплоченности коллектива учащихся.
Социометрическая методика позволила определить не только положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит, но и уровень сплоченности коллектива. Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в классе, получили инструкцию следующего содержания:
«За время совместной учебы и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу. Представьте, что вам нужно составить группу для работы над заданием из 4-х человек. Кого из членов вашего класса вы бы включили в эту группу? Напишите три фамилии».
По результатам констатирующего эксперимента мы можем заключить, что коэффициент сплоченности коллектива низкий. Уровень частоты ошибок по методике Зайцева довольно высокий (соответствует 3 ошибкам).
В данном случае детям был предложен текст, содержащий орфограммы на правописание безударных гласных в двусложных словах и сочетания ЧК, ЧН.
Преобразующий эксперимент
В течение двух месяцев была проведена серия занятий с учащимися, направленных на развитие умения у детей работать в группах постоянного состава.
Описание работы
Перед нами стояла задача научить детей работать в группах постоянного состава. Учебная деятельность велась на материалах программы русского языка, в частности, использованных в диктанте орфограмм на правописание безударных гласных в двусложных словах и сочетания ЧК, ЧН.
Задачи школьников научиться:
1. Работать в шумной обстановке.
2. Соразмерять громкость своего голоса таким образом, чтобы было хорошо слышно партнеру, а другим не мешать.
Новое в образовании:
Система природоведческих знаний как методическое условие
формирования познавательных интересов
Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения естествознанию, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно ...
Анализ результатов исследования пространственных
представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...
Роль игры в психическом и личностном развитии ребенка
Чтобы понять детей, найти к ним подход мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Философы и педагоги др ...