3. Слушать товарища и слышать его.
4. Найти наиболее комфортную для себя и для партнера позу, то есть общаться друг с другом, повернувшись к соседу, сидеть свободно, раскованно; передвинуть стул и расположить книги или тетради удобно для обоих. Хирургический костюм женский купить хирургические женские костюмы.
5. Читать не только для себя, но и для товарища - чтобы понять текст самому и чтобы понял товарищ.
6. Задавать вопросы по существу дела, не уводить в сторону.
7. Писать теперь придется не только для себя и для учителя.
8. Управлять процессом работы совместно с учителем.
9. Вести учет и контроль, личный и в группе.
На начальном этапе эксперимента мы использовали простейшие приемы организации групповой работы.
При групповой форме организации учебного процесса главным стала выработка умения договориться. Но задания должны были способствовать и развитию у учащихся обобщенных интеллектуальных умений. С этой целью мы проводили игры во время физических минуток. Например, «Однорукие», «Повтори! Дополни! Отличись!».
Работая над безударными гласными, ставили перед учащимися учебную задачу. Далее предлагали посоветоваться в парах и решить, в каких словах можно проверить букву, стоящую в слабой позиции. Предложили детям образовать «домик» из своих рук, когда они будут готовы отвечать.
Всегда спрашивали отвечающего, договорились ли они, чтобы именно этот ученик выступал от пары? (это не случайно, так как через эти постоянные вопросы учителя вырабатывается умение договориться между собой).
Далее заслушивались ответы учеников. Остальные учащиеся при несогласии с мнением отвечающих показывали пальчиком «минус».
На данном примере групповая работа находилась на начальной ступени своего развития, то есть использовались элементы групповой работы. Но как уже говорилось групповой деятельности учащихся надо приучать постепенно, вырабатывая умения и навыки работать в паре.
Постепенно переходили от работы в парах к работе в группе. На новом этапе появлялось дополнение к заданиям «Подумай сам. Посоветуйся с группой».
Приведем пример задания, использованном на уроке русского языка.
Найди в каждой группе слов лишнее.
1) желток, железо, желтый;
2) носильщик, нос, носатый;
3) часовщик, часть, час;
4) печурка, печать, печь;
5) циркуль, циркач, цирк.
В работе участвовало 4 группы. Две группы справились с заданием полностью, а остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять свое мнение. Таким образом, в классе сложилась проблемная ситуация. Учитель организовал фронтальную работу, где сообща учащиеся пришли к мнению, что две группы все-таки ошибались. В процессе наблюдения за выполнением задания выявлено, что в группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все вместе в группе выбирали наиболее удачный.
Учащимся не навязывались готовые рецепты, они самостоятельно обсуждали. А учитель помогал в затруднительном положении (когда класс разделился на две группы, каждая группа доказывала, что их способ легче и быстрее и учащиеся долго бы спорили, если бы учитель не помог).
Каждый ученик мыслил, а не просто сидел на уроке, предлагал свое мнение, пусть оно и неверное. А при фронтальной работе не все учащиеся участвуют в обсуждении. Да и учитель не смог бы выслушать мнение всех детей. Учитель – центральное лицо в обсуждении.
Должны отметить, что на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся были не очень внимательны к тому, что и как отвечали их соученики. После того, как они действительно стали понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любого ученика могут спросить по заданию другой группы, они начинали вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.
Групповая работа использовалась на уроках всех типов и на всех этапах урока.
Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. После объяснения материала предлагали учащимся несколько примеров решить совместно. В ходе решения выясняли все непонятные вопросы. После такой работы давали ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, учащиеся слушали соображения каждого.
Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствовала повышению их активности. Повторение превращалось в процесс репродуктивно-поисковой деятельности.
Групповая форма учебной работы использовалась нами и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделялось 5-7 минут. На доске заранее были записаны вопросы, отвечая на которые, учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляли его, уточняли отдельные положения. Мы в это время наблюдали за их работой, выясняли неточности в знаниях.
Новое в образовании:
Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования
Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Бол ...
Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы, значение
Систематический контроль знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематиза ...
Особенности восприятия и использования цифр детьми в
дошкольном возрасте
Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте на наиболее полно раскрыты в книге З.А. Михайловой и Е.А. Носовой «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста». В данном учебном пособии представлены теоретические основы и современные технологии р ...