В данном параграфе мы представляем результаты педагогического эксперимента, в котором проводился мониторинг проектирования в образовательном процессе вузов России инновационных процессов. Анкета № 1 для преподавателей по организации образовательного процесса в вузе приведена в приложении 1. Опрашивались преподаватели отдельных кафедр 16 вузов страны, из них половина - вузы Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра философской антропологии)
Российский государственный педагогический университет имена А.И. Герцена (кафедра социальной педагогики)
Санкт-Петербургский университет МВД России (кафедра системных мероприятий ОЦО)
Национальный открытый институт России (кафедра гуманитарных дисциплин)
Северо-Западный заочный политехнический институт (кафедра сварки)
Высшая школа народных искусств (институт) (кафедра художественной вышивки)
Институт декоративно-прикладного искусства (кафедра общегуманитарных дисциплин)
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (кафедра дизайна прически).
Региональные вузы:
Тюменский государственный университет (кафедра менеджмента физической культуры и спорта)
Тюменский нефтегазовый университет (кафедра иностранных языков)
Кемеровский государственный университет (кафедра общей и вузовской педагогики)
Сибирский государственный индустриальный университет г.Новокузнецка (кафедра автоматизированного электропривода и промышленной электроники)
Кузбасская государственная педагогическая академия г.Новокузнецка (кафедра технологического образования и автоматизации производственных процессов)
Тобольский индустриальный институт (кафедра химии и химической технологии)
Горно-Алтайский государственный университет (кафедра органической, биологической химии и методики преподавания химии)
Омский государственный педагогический университет (филиал в г.Таре).
Опрашивались преподаватели отдельных кафедр, результаты опроса показаны в таблице 15.
Таблица 15 – Результаты опроса преподавателей вузов страны (кол-во ответов)
№ |
Вопрос |
Количественные показатели по всем вузам |
Из них в СПб |
1. |
Кредитная система обучения - реализуется |
2 | |
- реализуется в режиме эксперимента |
1 | ||
- готовится к реализации в будущем |
2 |
2 | |
- готовится к реализации в следующем учебном году |
3 |
3 | |
- не реализуется |
8 |
3 | |
2. |
Модульные программы, позволяющие организовать нелинейный процесс обучения - большинство программ модульные |
3 |
1 |
- реализуются в режиме эксперимента |
5 |
1 | |
- готовятся к реализации в будущем |
2 |
1 | |
- готовятся к реализации в следующем учебном году |
4 |
4 | |
- не реализуются |
2 |
1 | |
3. |
Курсы по выбору студентов - реализуются формально (нет реального выбора) |
4 |
1 |
- реализуются, но недостаточно |
4 |
1 | |
- реализуются в достаточном количестве |
5 |
3 | |
- готовятся к реализации |
2 |
2 | |
- не реализуются |
1 |
1 | |
4. |
Индивидуальные образовательные планы студентов - реализуются как обычное протекание образовательного процесса |
2 |
1 |
- реализуются в режиме эксперимента с небольшим количеством студентов |
6 |
3 | |
- готовятся к реализации в следующем учебном году |
1 |
1 | |
- не реализуются |
7 |
3 | |
5. |
Использование интерактивных технологий обучения - не используются |
1 | |
- практикумы |
11 |
5 | |
- мастер-классы |
9 |
4 | |
- дискуссия |
9 |
3 | |
- ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры |
9 |
3 | |
- кейс-метод (решение ситуационных задач) |
6 |
2 | |
- тренинг |
8 |
2 | |
- «мозговой штурм» (атака), работа в группах |
9 |
3 | |
- проектирование |
11 |
4 | |
- интервью |
3 | ||
- просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов |
11 |
7 | |
- презентации с использованием различных вспомогательных средств: медиасредств, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.д. |
15 |
8 | |
- другие |
1 | ||
6. |
Новые роли преподавателей при организации образовательного процесса - преподаватель-информатор |
5 |
3 |
- преподаватель-консультант |
12 |
6 | |
- куратор образовательной программы |
6 |
3 | |
- преподаватель-модератор |
3 |
1 | |
- преподаватель-тьютор |
4 | ||
- преподаватель-фасилитатор |
3 | ||
7. |
Учебно-методическое сопровождение - учебно-методические комплексы |
15 |
8 |
- электронные комплексы |
11 |
4 | |
- технологические карты дисциплин |
1 | ||
- дневники (путеводители) студентов |
4 |
3 |
Новое в образовании:
Структура учебной деятельности
Психологическая структура учебной деятельности определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Психологическая структура учебной деятельности состоит из пяти функциональных блоков учебно-важн ...
Педагогические способности учителя
Педагогическая психология накопила богатейший материал исследований в области психологии педагогического труда. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В. ...
Опыт учителей по использованию дидактических игр как средства активизации
познавательной деятельности учащихся
Использование дидактических игр рассмотрим на примере уроков, проводимых в средней школе г. Амурска. В этой школе работает много грамотных, квалифицированных и талантливых учителей, уроки которых дети посещают с большим удовольствием. Одним из учителей в этой школе работает Русанович Любовь Михайло ...