Анализ данных анкетирования позволил сделать вывод о том, что инновационное проектирование образовательного процесса в основном используются вузами, как вузами Санкт-Петербурга, так и региональными.
Кредитная система реализуется уже сегодня только в двух региональных вузах, в половине опрошенных - восьми вузах (в том числе 3 петербургских) не реализуется вовсе, в большинстве вузах - только готовится к реализации.
Большинство образовательных программ модульные только в 3 вузах, один из них петербургский, в большинстве вузов – реализуются в режиме эксперимента или готовятся к реализации, причем 2 вуза даже не готовятся их реализовать вовсе.
Курсы по выбору студентов вовсе не реализуются только в одном петербургском вузе из всех опрошенных, но в большинстве вузов, в том числе петербургских, они реализуются или формально, или только готовятся к реализации. Только треть вузов указали, что курсы по выбору студентов реализуются в достаточном количестве.
В большинстве вузов индивидуальные образовательные маршруты студентов либо не реализуются в режиме эксперимента, только два вуза (один из них петербургский) указали это как обычный факт.
Отрадно, что почти все вузы страны используют интерактивные технологии обучения (лидируют презентации, практикумы, проектирование) и лишь один региональный вуз показал, что не использует интерактивных технологий обучения.
Новые роли преподавателей в образовательном процессе в той или иной степени осваивают преподаватели все опрошенных вузов, лидируют преподаватель-консультант и руководитель образовательной программы. В процессе нашего исследования мы столкнулись с таким обстоятельством, что такие роли как модератор, тьютор, фисилитатор используют незначительное число вузов, причем это касается региональных вузов.
Учебно-методические комплексы и электронные комплексы используются почти во всех опрошенных вузах, огорчает, что технологические карты дисциплины (всего в одном региональном вузе) и путеводитель или дневник студента используется в незначительном числе вузов страны.
Все это позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство вузов уже сегодня используют некоторые элементы индивидуально-ориентированного образовательного процесса, причем региональные вузы ни в чем не уступают петербургским, однако в педагогическом арсенале вузов практикуются далеко не все средства индивидуализации обучения из рекомендованных новыми стандартами третьего поколения.
Кроме этого мы отследили отношения студентов к вводимым новшествам в образовательный процесс вуза. Для этого мы разработали анкету № 2 (приложение 1) и проанкетировали студентов двух вузов, результаты приведены в таблице 16. Всего приняло участие в анкетировании 234 студента, как экспериментальных, так и неэкспериментальных групп. Студенты могли отмечать несколько позиций анкеты.
Таблица 16 – Отношение студентов к средствам реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса в вузе, в %
№ |
Вуз |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» |
НОУ ВПО «Институт декоративно-прикладного искусства» | ||
Вопрос |
в начале уч. года |
в конце уч. года |
в начале уч. года |
в конце уч. года | |
1. |
Как Вы относитесь к модульной организации учебного процесса? | ||||
положительно |
5 |
56 |
3 |
47 | |
мне все равно |
37 |
28 |
31 |
19 | |
отрицательно |
12 |
8 |
14 |
24 | |
я не знаю, что это такое |
46 |
8 |
52 |
10 | |
2. |
Удовлетворяют ли Вас предлагаемые вузом курсы по выбору? | ||||
удовлетворяют |
22 |
68 |
9 |
57 | |
недостаточный выбор |
73 |
29 |
84 |
39 | |
мне неинтересны все предлагаемые курсы |
5 |
3 |
7 |
4 | |
3. |
Использование каких интерактивных технологий в образовательном процессе Вам более всего помогло в учебе? | ||||
- практикумы |
36 |
41 |
48 |
65 | |
- мастер-классы |
23 |
32 |
34 |
51 | |
- дискуссия |
12 |
18 |
8 |
15 | |
- ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры |
7 |
9 |
2 |
5 | |
- кейс-метод (решение ситуационных задач) |
3 |
7 |
0 |
3 | |
- тренинг |
2 |
9 |
1 |
8 | |
- «мозговой штурм» (атака), работа в группах |
0 |
4 |
0 |
6 | |
- проектирование |
4 |
15 |
1 |
14 | |
- интервью |
0 |
2 |
0 |
4 | |
- просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов |
9 |
29 |
5 |
25 | |
- презентации с использованием различных вспомогательных средств: медиасредств, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.д. |
18 |
48 |
16 |
46 | |
- другие |
2 |
5 |
0 |
4 | |
4. |
Какую помощь оказывали Вам преподаватели в образовательном процессе? | ||||
информационную |
100 |
100 |
98 |
100 | |
консультационную |
69 |
79 |
76 |
88 | |
куратор образовательной программы |
8 |
25 |
4 |
18 | |
организационную (модерационную) |
1 |
5 |
0 |
4 | |
тьюторскую (решение учебных проблем) |
6 |
17 |
2 |
22 | |
фасилитаторскую (решение индивидуальных проблем) |
0 |
3 |
0 |
5 | |
5. |
Какое учебно-методическое сопровождение, предлагаемое вузом, Вы использовали? | ||||
- учебно-методические комплексы |
100 |
100 |
100 |
100 | |
- электронные комплексы |
27 |
49 |
18 |
54 | |
- технологические карты дисциплин |
9 |
26 |
3 |
31 | |
- дневники (путеводители) студентов |
0 |
4 |
0 |
3 |
Новое в образовании:
Приемы активизации учебного процесса
1. Анализ ситуаций При диагностике и анализе ситуации чаще всего необходимо определить наиболее существенные её особенности, связи, факты. Под ситуацией принято понимать временный срез состояния воображаемой или наблюдаемой в действительности системы, отражающей взаимодействие людей, машин; взаимод ...
Эволюционная теория в различных программах по биологии
Проводником эволюционных идей Ч. Дарвина в содержание школьной биологии был В.В. Половцов (1862 – 1919). Он призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать на только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами и со средой. П ...
Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может имет ...