В последнее время процессы преобразования в различных сферах человеческой деятельности осуществляются на основе концептуализации и программирования. Данное направление интенсивно развивается и в сфере физкультурного образования. Несмотря на то, что потребность в разработке концепций явно наблюдается в педагогической науке и практике, сегодня нет единого теоретико-методологического понимания онтологии концепции. Это связано с состоянием общей методологической культуры у ученых и практиков образования, занимающихся теоретическим моделированием преобразования педагогической реальности.
Анализ многих документов, разработанных в рамках данного направления, свидетельствует о том, что, по сути, они концепциями не являются, а представляют собой компоненты теоретических конструктов того или иного элемента системы образования. В отдельных случаях имеются аспекты, связанные с ее модернизацией. Для того чтобы процесс концептуализации в образовании, физической культуре осуществлялся более продуктивно, следует определиться с содержанием и объемом понятия «концепция». На наш взгляд, ее современное понимание должно основываться на системномыследеятельностой методологии, в которой под концепцией понимается общая, абстрактная система норм, служащая основой для преобразования конкретной практической деятельности. Ее структурными компонентами являются: проблемное поле, ценности, цель, теоретические основания, научные подходы, принципы. Именно из данного основания мы исходим, когда осуществляем методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура».
Перед тем как перейти к нему, нужно в общих чертах обрисовать состояние концептуализации в сфере физической культуры, чтобы увидеть место и значение, актуальность, необходимость и методологическую направленность данного документа в современном физкультурном пространстве.
Анализ литературы и состояние физкультурной практики по этому вопросу показывает, что разработка различных концепций имеет место в физической культуре и спорте, как в нашей стране, так и в России.
Рефлексивное осмысление данных документов показывает, что авторам не всегда удается выдерживать проектную структуру и содержание. Кроме того, имеются отличия в подходах к физическому воспитанию в нашей стране и Российской Федерации. Они заключаются в том, что у нас реформирование физического воспитания школьников осуществляется на основе гуманистической парадигмы в педагогике, а в России — на основе конверсии спортивных технологий, которая позволит спроектировать и осуществить спортивно ориентированное физическое воспитание. Последнее призвано реализовать процесс воспроизводства и трансляции физкультурных ценностей. Спорт является одним из ярчайших компонентов физической культуры, но это только ее часть (область, элемент), а не весь феномен, поэтому ориентация физического воспитания школьников на формирование у них спортивной культуры, по нашему мнению, односторонний процесс. И в этом отношении подход к физическому воспитанию школьников, развиваемый в работах профессоров В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой и их учеников и последователей, является утилитарно-прагматическим, ориентированным на спортивное развитие учащихся. Эта односторонняя направленность физического воспитания не позволяет реализовать онтологию учебного предмета «Физическая культура» в школе, а именно сформировать общее физкультурное образование учащихся на основе культурологического подхода. Сегодня учеными рефлексируется рассмотрение учебного предмета «Физическая культура» как метапредмета в рамках школы. Чтобы решать задачи физкультурного образования учащейся молодежи в социуме, необходимо интегрировать все формы физического воспитания (урочные, внеклассные, внешкольные). Эта проблема является социально-комплексной, а не только проблемой системы образования.
Новое в образовании:
Грамматические нормы относительно однородных членов
предложения
И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий. Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Коми ...
Система природоведческих знаний как методическое условие
формирования познавательных интересов
Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения естествознанию, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно ...
Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические св ...