Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения.
Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения педагогических целей.
В качестве педагогических целей рассмотрим:
· приобретение определенной суммы знаний в рамках специальности или направления подготовки;
· развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
· развитие навыков и умений работы с информацией, овладение способами познавательной и творческой деятельности, которые можно применять в дальнейшем при переподготовке или смене профессиональной деятельности;
· формирование социальных качеств, в первую очередь, умение работать в коллективе, где совместными усилиями решаются сложные познавательные задачи.
Достижение педагогических целей в работе обеспечивается за счет дидактических функций, закладываемых в ИОС, к которым относятся:
· формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий;
· формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;
· организация различного рода совместных учебных и исследовательских работ обучающихся и преподавателей;
· оперативный обмен информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т.д.;
· формирование у партнеров по учебной деятельности коммуникативных навыков и культуры общения;
· организация оперативной консультационной помощи;
· гуманитарное развитие обучающихся.
Реализация дидактических функций обеспечивается за счет применения при построении ИОС современных информационных технологий, обладающих следующими дидактическими свойствами, в первую очередь, к которым относятся:
· возможность хранения, переработки и передачи информации любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
· возможность доступа к различным источникам информации;
· возможность использования для решения задач современного программного обеспечения, как учебного, так и профессионального наукоемкого назначения;
· возможность организации компьютерных конференций, в том числе аудио и видео.
Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно — рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды. Рациональная, дидактически обоснованная последовательность обучения, предполагает следующие этапы работы в ИОС:
· изучение теоретического материала по конспектам лекций;
· осмысление и закрепление теории на практических занятиях;
· приобретение и развитие практических умений, накопление профессионального опыта с использованием виртуальных лабораторных практикумов;
· решение практических задач с помощью наукоемких пакетов программ и специализированного программного обеспечения.
Вывод: Наличие преподавателя в системе обучения является одним из важнейших компонентов, следовательно, его наличие в инфомационно-образовательной среде так же важно.
Новое в образовании:
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у детей положительных
взаимоотношеий через совместную деятельность
В исследовании участвовали дети подготовительной к школе группы «АБВГДэйка» в количестве 15 человек. Контрольной группой была определена подготовительная к школе группа «Улыбка». Исследование проходило в 3 этапа: 1 этап констатирующий – сентябрь 2010г. 2 этап формирующий – октябрь 2010г. – март 201 ...
Стили педагогического общения и руководства
Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Н ...
Формирование экологических знаний и культуры при использовании
экскурсии
Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания. Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной ...