Дидактика применения информационно-образовательной среды

Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения.

Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения педагогических целей.

В качестве педагогических целей рассмотрим:

· приобретение определенной суммы знаний в рамках специальности или направления подготовки;

· развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;

· развитие навыков и умений работы с информацией, овладение способами познавательной и творческой деятельности, которые можно применять в дальнейшем при переподготовке или смене профессиональной деятельности;

· формирование социальных качеств, в первую очередь, умение работать в коллективе, где совместными усилиями решаются сложные познавательные задачи.

Достижение педагогических целей в работе обеспечивается за счет дидактических функций, закладываемых в ИОС, к которым относятся:

· формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий;

· формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;

· организация различного рода совместных учебных и исследовательских работ обучающихся и преподавателей;

· оперативный обмен информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т.д.;

· формирование у партнеров по учебной деятельности коммуникативных навыков и культуры общения;

· организация оперативной консультационной помощи;

· гуманитарное развитие обучающихся.

Реализация дидактических функций обеспечивается за счет применения при построении ИОС современных информационных технологий, обладающих следующими дидактическими свойствами, в первую очередь, к которым относятся:

· возможность хранения, переработки и передачи информации любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

· возможность доступа к различным источникам информации;

· возможность использования для решения задач современного программного обеспечения, как учебного, так и профессионального наукоемкого назначения;

· возможность организации компьютерных конференций, в том числе аудио и видео.

Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно — рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды. Рациональная, дидактически обоснованная последовательность обучения, предполагает следующие этапы работы в ИОС:

· изучение теоретического материала по конспектам лекций;

· осмысление и закрепление теории на практических занятиях;

· приобретение и развитие практических умений, накопление профессионального опыта с использованием виртуальных лабораторных практикумов;

· решение практических задач с помощью наукоемких пакетов программ и специализированного программного обеспечения.

Вывод: Наличие преподавателя в системе обучения является одним из важнейших компонентов, следовательно, его наличие в инфомационно-образовательной среде так же важно.

Новое в образовании:

Специфика уроков естествознания
Для многих учителей начальных классов наиболее сложным из всех предметов является природоведение (или естествознание, что одно и то же) - как в плане подготовки к уроку, так и его проведения. Причины могут быть самые разные, но наиболее часто приходится сталкиваться с недооценкой специфики этого пр ...

Исследование агрессивности по методике Басса – Дарки
На втором этапе проводилось исследование агрессивности у подростков по методике Басса – Дарки. Опросник предлагался подросткам, находящимся в следственном изоляторе, и подросткам обычной средней школы. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и приведены в приложении в диаг ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru