Общее педставление о видах и методах педагогических исследований

Педагогика и воспитание » Методика педагогических исследований. Научная гипотеза и её проверка » Общее педставление о видах и методах педагогических исследований

Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий.

В настоящее время учёные выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:

1. Фундаментальные педагогические исследования. Такие исследования направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, а также на их научное объяснение. В результате таких исследований появляются и создаются педагогические теории.

2. Прикладные педагогические исследования. Такие исследования проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой.

3. Методические разработки. Они представляют собой конечные результаты исследований, которые находят непосредственное применение на практике.

Важное значение в процессе разработки педагогических проблем и в области проведения педагогических исследований имеет методология. Методология представляет собой философское учение о построении человеческое деятельность, о методах познания и преобразования окружающей действительности. В области педагогической теории и практики принято говорить о методологии педагогики, как о системе знаний и отправных положений педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

В области педагогических исследований существует множество классификаций. Наиболее распространённым является распределение методов педагогического исследования в следующие группы:

1. Эмпирические методы педагогических исследований. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.

2. Теоретические методы. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.

3. Методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Среди методов этой группы – методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.д.

Новое в образовании:

Мероприятия с сотрудниками и персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма
Любой воспитатель или сотрудник ДОУ несет ответственность за сохранность жизни и здоровья детей, поэтому должен соблюдать ряд правил: 1. При проведении выходов на мероприятия вне помещения ДОУ ответственный воспитатель обязан отвечать за соблюдение правил безопасности детей на улице и в местах досу ...

Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
П.С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой дея ...

Методика применения дидактических в преподавании истории
С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru