В исследовании участвовали дети подготовительной к школе группы «АБВГДэйка» в количестве 15 человек. Контрольной группой была определена подготовительная к школе группа «Улыбка».
Исследование проходило в 3 этапа:
1 этап констатирующий – сентябрь 2010г.
2 этап формирующий – октябрь 2010г. – март 2011г.
3 этап заключительный – апрель 2011г.
Задачи исследования:
Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.
Определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками.
Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.
План практической части
1. Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломинским.
а) игра «Секрет» (выбор в действии);
б) отзывы детей о лидерах группы и о детях «отверженных»;
в) беседа с воспитателем о лидерах группы, о детях «отверженных»;
г) наблюдение за детьми в различных видах деятельности
1 Составить перспективный план работы в экспериментальной группе, провести формирующий эксперимент.
2 Проверка эффективности работы (контрольный эксперимент)
Методы: проведение социометрического исследования по методике «Выбор в действии» (Приложение 1, протокол 1,2). наблюдение за взаимоотношениями детей в различных видах деятельности (таблицы 3,4)),
Изучение взаимоотношений между детьми в группах
Игра «Секрет»
Для игры «Секрет» подготовлены игрушки из киндер-сюрпризов. Дети по одному вызывались в приемную. Сообщалось, что по секрету, чтобы никто не знал, нужно положить в шкафчики для раздевания подарки в виде киндер-сюрпризов 3 детям, с которыми они больше всего любят играть. Результаты выбора записывались в таблицу (таблица 1,2).
Анализ игры «Секрет» в экспериментальной группе «АБВГДэйка»
Благоприятные категории |
Неблагоприятные категории | ||||||
«предпочитаемые» (6-7 выборов) |
«принятые» (3-5 выборов) |
«не принятые» (1-2 выбора) |
«изолированные» (не получившие ни одного выбора) | ||||
всего детей |
% |
всего детей |
% |
всего детей |
% |
всего детей |
% |
3 |
20 |
3 |
20 |
8 |
53 |
1 |
7 |
Число детей, находящихся в благоприятных категориях – 6 детей (40%), в неблагоприятных – 9 (60%) детей.
Коэффициент взаимности = 27 %
В результате этой игры выяснилось, что группа детей не очень дружная, т.к. в благоприятных категориях находится всего 6 детей, что составляет 40%. 1 член группы получил 8 выборов, 2 ребенка – по 6 выборов. Это лидеры группы. Изолированный 1 ребенок. Взаимовыбора нет у 6 человек.
Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его
Тимур Э. о Ярославе З. «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще у него много игрушек, он дает мне поиграть».
Саша Б. об Алине Б. сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует, делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.
Сергей М. о Егоре: «Мы живем рядом. Я вижу, что у него много друзей, он играет с ними. Егор веселый, сильный».
Беседа с воспитателем о лидерах группы
Алина – послушная девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Настей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.
Новое в образовании:
Реализация условий преодоления конфликтов у детей
старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...
Формирование экологических знаний и культуры при использовании
экскурсии
Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания. Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной ...
Особенности организации русских подвижных игр с детьми
старшего дошкольного возраста
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как прави ...