Виды и структура идентичности

Страница 1

Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял:

1. Эго-идентичность;

2. позитивную идентичность;

3. негативную идентичность.

De Levita различает следующие формы идентичности:

1. Базисная. Она определяется такими условиями, как принадлежность к определенной расе, национальности, группе населения, полу. Эти исходные характеристики формируют соответствующие элементы идентичности.

2. Приобретенная. Эта идентичность возникает на основе собственных профессиональных достижений, связей и ориентаций.

3. Ролевая. Под этим видом идентичности понимают выполнение ролей, усвоенных в ходе развития. Они могут быть заимствованы у кого-либо или быть обусловленными ожиданиями окружающих.

Миллер (1981) представляет структуру идентичности, как состоящую из различных взаимодействующих областей и уровней, находящихся в иерархическом или временном соотношениях. К ним относятся:

1. центральная идентичность;

2. периферическая идентичность;

3. различные субидентичности

Глассер (1991), подчеркивая связь идентичности и самооценки, считает, что любовь и самоуважение – два основных пути, ведущих к осознаванию идентичности. Основываясь на данной точке зрения, автор выделяет позитивную и негативную идентичности. Строятся и более сложные модели (Fogelson, 1982), в которых выделяют:

1. актуальную идентичность;

2. потенциальную идентичность;

3. идеальную идентичность.

Для построения своей модели идентичности Marcia (1980) использовал:

1. наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности;

2. наличие или отсутствие составляющих идентичность, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, принятых решений относительно себя и своей жизни.

В разработанной модели Marcia выделяет четыре статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность - возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремление придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.

2. Мораторий. Этот термин используется Marcia по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить, исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в активном поиске информации, необходимой для разрешения кризиса. Для ранних этапов поиска особенно характерны чувства радости, ожидания и любопытства.

3. Идентичность, формирование которой преждевременно остановилось. Marcia, таким образом, обозначает состояние человека, который принял на себя обязательства, без достаточного исследования альтернативных возможностей, часто просто акцентируя выбор, предложенный родителями. По содержанию эта систем ценностей и убеждений может совпадать с такой у лиц с “ достигнутой идентичностью”, но, тем не менее, процесс и формирования различен. Составляющие данной идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса, а, в основном, вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами. Принятые подобным образом, цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Характеристика профессиональной деятельности, квалификационная характеристика, специфика работы заливщика металла
Психические и психофизиологические свойства Деятельность работников данной специальности требует высокой сосредоточенности, повышенного внимания при выполнении всех рабочих операций. Кроме этого, необходимо умение концентрировать, перераспределять и переключать внимание. Высокая концентрация вниман ...

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природ ...

План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» в 3 классе
Цели и задачи: формировать умение реализовывать практические умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях; совершенствовать развитие физических качеств посредством встречных эстафет; прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Инвентарь: 3 скакалки, 3 тенни ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru