Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер.
В последнем случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.
4. Диффузия идентичности. Это состояние характерно для людей, не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они или никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.
Raphael, Xelowski (1980) предлагает два параметра оценки идентичности- “открытая альтернативам ” и “наличие решений”. На основе этих двух параметров они выделяют следующие типы идентичности:
1 открытый тип - связанный с наличием альтернативы;
2 закрытый тип – характеризующийся согласием с имеющимися планами решений, без восприятия каких либо альтернатив;
3 диффузный тип – связанный с неосознанностью наличия альтернатив и отсутствием решений.
Авторы считают, что человек, который был какое-то время закрыт для восприятия альтернатив, может однажды их осознать (перейти в открытый тип), а в дальнейшем может вновь стать закрытым, ограничив себя уже принятыми решениями.
Mead (1975), рассматривая проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности, выделяет: 1) не осознаваемую и 2) осознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознаваемых, но принятых нормах, привычках. Это усвоенный комплекс ожиданий, поступающих от той социальной группы. К которой принадлежит человек. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Таким образом, подчеркивается значение когнитивных процессов, поскольку переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии.
Гоффман (1963, 1964) развивал идеи Mead, интерпретируя поведение человека как осознаваемую или неосознаваемую стратегию решения им свих проблем, связанных с идентичностью. Он выделил три вида идентичности:
1. социальная идентичность – типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;
2. личностная идентичность – здесь речь идет об индивидуальных признаках человека и уникальной комбинации фактов его жизни;
3. Я - идентичность – субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.
Личная идентичность также является социальным феноменом: восприятие личностной идентичности происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию.
Фромм подчеркивает, что человеку, в силу его одиночества, экзистенциальной раздвоенности (осознание своей изолированности, с одной стороны – и потребность в эмоциональных связях с миром, с другой), свойственно стремление к установлению единства с самим собой и природным и социальным миром вокруг себя. Существуют два пути установления этой связи: “ Он может любить других людей – для этого он должен сам быть независимой и творческой личностью, или он может установить некие симбиотические связи, стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я ” (Фромм, 1994). “ Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей социальной организацией, и забывает про то, что он личность. Таким образом, человек перестает быть личностью и превращается в некое “оно ” .
Новое в образовании:
Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше
дошкольного возраста
Специальные исследования детей с ОНОР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития описательной речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития описательной речи, без других выраженных нарушений нерв ...
Этапы процесса исправления осужденных
Основными этапами процесса исправления пенитенциарных учреждениях являются: 1. Подготовительный этап. При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как лично ...
Анализ школьных учебников
Хорошо известно, что, как бы ни строился школьный курс геометрии, в нем обязательно присутствуют различные методы доказательства теорем и решения задач. Среди таких методов важное место занимают такие методы, как метод геометрических преобразований, метод координат, векторный метод. Сами эти методы ...