Познавательные процессы неотделимы от оценочных, которые как ни удивительно, при умелом использовании, могут играться ведомую роль в обучении и воспитании. Обучение в широком смысле это овладение культурными ценностями, которые скрывают в себе всю красоту человека и природы. Мы считаем, что тот, кто познал эти ценности и получил при этом сильнейшие, положительные эмоции будет относиться к ним уважительно, с любовью, как к части собственной личности и потому будет сопротивляться всему тому, что будет разрушать эти ценности. Полноценный учебный процесс предполагает наличие двух взаимосвязанных сторон познавательную и оценочную. Приобретая знания, нужно производить к ним собственное отношение, которое не может протекать без тех либо других чувств, эмоции. Чувства и эмоции при этом являются критерием эффективности протекания учебного процесса. Умелое применение аудиовизуальных (словесно – образных) средств дозволяет полнее задействовать эмоционально-чувственный уровень познания окружающей реальности. Нужно отметить, что при выборе средств и способов обучения, направления в работе, методологического подхода к обучению, мы советуем придерживаться принципа динамического баланса. С этих позиций, говоря о значении эмоции в обучении, мы нисколечко не умаляем роли абстрактного знания. Понятно, что чувственное познание является основой всех знаний о мире, но в значимой степени регулируется и направляется абстрактным мышлением. Организуя процесс обучения нужно понимать, что не следует противопоставлять чувственное и логическое в познании. Наукой и практикой подтверждено, что лишь гармоничное их сочетание дает больший эффект в обучении. Происходит циклический процесс восхождения от чувственной конкретности к абстракциям, и далее, через абстракции к научной конкретности и обратное движение, осуществляемое с целью совершенствования данного процесса и нужных преобразований.
На данный момент педагогической наукой накоплен обеспеченный опыт эстетического воспитания. Для усиления эмоционального действия используются разные произведения литературы и искусства. Технические средства обучения, в том числе аудио и видеозаписи разрешают разнообразить формы их использования, и усилить степень их влияния. Положительные эмоции вызывает эстетика кабинета, краса демонстраций, материалы изобразительного искусства и др. Совсем огромное значение играется речь учителя, его образность, интонационная выразительность, которую можно усиливать видео- и аудиозаписями. Нужно держать в голове о красе формул, логичности доказательств, разных аналогий, ассоциаций, красе мысленного опыта и др. Перечень средств эмоционального действия постоянно расширяется, и на текущий момент полной классификации, и определения функциональной направленности данных средств не существует. "Тут предстоит провести огромную теоретическую и экспериментальную работу дидактам, методистам и психологам" .
змещено на Allbest.ru
Новое в образовании:
Игры, направленные на развитие памяти и внимания
«Вызови по имени». Дети, предварительно разбившись на две команды, бегают, прыгают в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч бол ...
Процесс и основные результаты
опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем
нравственных ценностей у
старшеклассников
Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось: изучить со ...
Начальное и среднее образование
После обретения независимости в странах Центральной Азии сократился набор в начальную школу, упали посещаемость и доля закончивших школу по всему региону. Целый ряд факторов повлиял на низкий уровень посещаемости: бедность и рост детского труда, ограниченный доступ к безопасному транспорту, проблем ...