Понятно, что эмоции неотделимы от хоть какой человеческой деятельности, в том числе и познавательной. В обучении, его пассивном (учение – усвоение) либо активном (учение – открытия) виде, сразу находятся познавательные и эмоционально-оценочные процессы. А. В. Запорожец считает, что эмоция выступает функциональным органом индивидуума, ядром личности. С позиций личностно-ориентированной педагогики, эмоции выступают основой становления личности. Есть мировоззрение, что в современных условиях нужен и осуществляется переход от "парадигмы трансляций знания к парадигме выкармливания способностей человека". Анализ литературы указывает, что схожее рвение было на протяжении всей истории педагогической науки. В свое время П.Ф. Каптерев раскрыл предпосылки существования не достаточно совместимых сторон педагогического процесса, указывая на то, что учителю нужно решать сложнейшую делему: сразу организовывать усвоение определенной суммы знаний и создавать условия для творческого саморазвития организма.
Поскольку и в настоящее время обозначенная неувязка актуальна, рассмотрим данные процессы во взаимосвязи, выявим те элементы, которые образуются в итоге их взаимопроникновения. С учетом полученных знаний выясним, как нужно строить учебный процесс, чтоб он способствовал увеличению эффективности обучения, и положительно влиял на формирование личности учителя и учащихся.
Неважно, какая деятельность планируется в согласовании с определенной системой мотивов, и регулируется мышлением, чувствами и эмоциями. Формируя положительное отношение к учению учителю нужно выработать систему мотивов, способствующую эффективной организации данного процесса. Формирование системы мотивов, проверка её на практике является творческой деятельностью учителя, которая свидетельствует о его высоком профессионализме, способности организовать процесс, при котором учение становится увлекательным занятием. Школьная практика указывает, что традиционно полноценное занятие творчеством может быть, при наличии нужного времени, при условии внедрения в работе системы средств обучения, выполняющей определенную часть информативной функции учителя и побуждающую его к творческой деятельности.
В современной науке принято выделять две группы мотивов, внешние и внутренние, которые в практической деятельности тесновато взаимосвязаны и при правильной организации труда не исключают, а гармонично дополняют друг друга, способствуя хорошему развитию учебного процесса. Мотивацию ситуационную, когда возникает необходимость показать знания умения навыки в конкретной ситуации принято считать наружной. Мотивацию, связанную с потребностью самореализации личности, развития её духовных ценностей, которая ориентирована конкретно на развитие личности, принято считать личной, внутренней. Не отрицается тот факт, что может быть и необходимо провоцировать обе группы мотивов. Но для того, чтоб знать, как это делать нужно, разобраться, в чем состоит принципиальное различие внутренних и внешних мотивов и факторов, влияющих на их проявление. Понятно, что мотивировать деятельность может как сам процесс познания, так и дела в коллективе. Потому можно сказать, что есть мотивы познавательные и социальные. Хотя полностью ясно, что четкой границы меж данными группами мотивов нет. Степень задействования познавательных мотивов, в значимой степени регулируется социальными и напротив. Полноценный процесс самореализации личности может проходить лишь в коллективе. Но речь идет о недооценивании роли внутренней мотивации в том плане, что при её понижении "болеют более сложные процессы творческого и теоретического мышления, процессы усвоения понятий, зависимостей меж отдельными фактами и явлениями. Нарастает скорость утраты усвоенных знаний". Изюминка внутреннего мотива в том, что он не вытекает из рвения получить материальные выгоды. Внутренний мотив – это рвение к получению ублажения от выполняемой работы. Учебная деятельность воспринимается учащимися как внутренне мотивированной при условии, что она для них увлекательна, актуальна, соответствует познавательным потребностям и запросам. Когда учащийся получает наслаждение оттого, что проводит опыт, читает книгу, может объяснить наблюдаемые явления и т.Д. Повышение эффективности обучения заключается в способности учителя умело сочетать при организации деятельности эти две группы мотивов. В неприятном случае эффективность невысока, а учебная работа преобразуется в мучения для учителя и учащихся.
Новое в образовании:
Схема анализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного
образования
В качестве пунктов, по которым будет проводиться анализ описанных курсов по повышению квалификации, я выделила следующие составляющие: Стратегические линии (организационно-стратегические и содержательно-стратегические) Возрастная направленность (деятельностный возраст). Здесь возраста рассматривали ...
Социально-психологические особенности совместной деятельности дошкольников
Совместная деятельность это такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происход ...
Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием
речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...