Великий российский поэт А.С. Пушкин говорил, что в геометрии вдохновение необходимо как в поэзии. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтье, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. Своими исследованиями доказали, что психика человека формируется в процессе практической деятельности, и не может протекать без эмоций. Для "обычного" развития психики нужно, чтоб учащиеся в процессе учебы испытывали положительные эмоции. Но как указывает практика, совсем немногие получают наслаждение от учебы. Обстоятельств тому несколько, к примеру, отсутствие динамического баланса меж способностями и желаниями учащихся и требованиями предъявляемым к ним. При заниженных требованиях ученик скучает ему неинтересно, при завышенных ему тревожно, он испытывает разные ужасы, провоцирующие недостойное поведение. К огорчению, вопрос, как сделать учение не лишь полезным (в смысле овладения знаниями, для зарабатывания средств), но и полезным (в смысле развития личности), и приятным (получение положительных эмоций) занятием не достаточно изучен. "Исследования в данной области педагогической психологии фактически отсутствуют".
Другой важной предпосылкой негармоничного развития психики является противопоставление логического, оптимального, эмоционально-образному способу познания реальности. Хотя многие ведущие дидакты указывают на недопустимость такового положения и призывают учителей к такому построению учебного процесса, в котором бы нормально сочетались "рациональное" и "эмоциональное". Эмоции играются огромную роль в жизни человека и могут, как способствовать, так и препятствовать его деятельности. На сегодняшний день общепризнано, что общение не сводится к речевому контакту. В общении важны цели и мотивы. По данным психолога А. Меграбяна всего только 7% – важной информации передается словом, 38% – интонацией голоса, 55% – выражением лица, жестами, позой. Поскольку эмоции, чувства так важны для человека то с уверенностью можно предположить, что современный учитель обязан обладать умением, верно передавать информацию различными методами, и пристально следить за действием её усвоения, "созидать" психическое состояние учащегося в данный момент, то есть уметь расшифровать получаемую информацию, с целью соответствующей корректировки проведения урока. Все перечисленные, а также многие остальные, нужные свойства "не даются педагогу в готовом виде, они формируются как итог нелегкого процесса профессионального совершенствования".
Подавляющее большая часть ученых отмечает, что эмоциональность обучения всецело зависит от учителя. Нужен учитель, который может поддерживать живой, интересный темп урока, формирующий у учащихся положительное отношение к учебе. В современных условиях, в связи с экономией времени, учителя все чаще организуют учебный процесс таковым образом, чтоб как можно больше сказать информации, за маленький просвет времени. Не противопоставляя учение через открытия учению через усвоение, хотелось бы, тем не менее, отметить, что таковой подход к обучению не всем интересен, сформировывает подобающую психику, с таковым же отношением ко всему, к учению в том числе. На то, что учение обязано быть не лишь и не столько усвоением указывали многие ученые и не лишь педагоги. К примеру, А. Эйнштейн грезил о том, что в будущем, учение будет пробуждать в человеке добрые чувства, и в первую очередь показывать, какой прекрасный и умопомрачительный мир окружает человека, учить его ощущать. При таком подходе учащиеся не просто усваивают некоторую сумму знаний, а совершают открытия, обучаются мыслить. Когда собственная "мысль начинается с вопроса как проявление дефицита понимания мира и заканчивается вдохновляющим озарением понимания, когда на лаконичный миг, вдруг весь мир становится ясным". позднее человек соображает, что ничего особого в открытом знании нет, может быть, он и ранее это знал, но в памяти остаются чувства, удовлетворенность, "восторг понимания". В этом и заключается различие познания через собственные мысли, которые открывают новое лично для каждого, объединяя в ясное целое, разрозненные факты. Совсем принципиально то, что эмоциональная окрашенность информации" углубляет её восприятие, делает это восприятие живым, дозволяет почувствовать отношение к ней, и, следовательно, выработать ответную реакцию. Далее автор отмечает, что традиция противопоставления оптимального, эмоционально-образному до сих пор препятствует их соединению в целях повышения эмоциональности учебников. Это мировоззрение не единично, многие выдающиеся деятели науки и искусства призывает считать науку и искусство равно необходимыми составляющими.
Новое в образовании:
Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а др ...
"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения
Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследоват ...
Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики
Одна из актуальных задач - это познание детьми окружающего мира и адаптация в нем. Разрушающие воздействие человека ведет к необратимым последствиям, поэтому созидательные качества и любовь к семье, природе, родному краю, воспитание патриотизма надо прививать с детства. Важным периодом в жизни чело ...