Результат среза показал, что дети не в достаточной мере владеют умением составлять предложения с однородными членами и не всегда знают, как правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Дети допустили следующие ошибки:
не умеют выделить однородные члены предложения. Многие ученики вообще не подчеркнули однородные члены предложения;
не умеют правильно подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения;
путают части речи и члены предложения, т.е. у некоторых детей указан способ выражения однородных членов вместо подчеркивания дополнений, определений, подлежащих и сказуемых.
Со вторым заданием полностью справились лишь четверо детей. Неправильно расставляют знаки препинания:
при одиночных союзах,
при повторяющихся союзах,
при отсутствии союзов,
много лишних запятых и др.
Исходя из характера допускаемых ошибок младшими школьниками, мы провели формирующий эксперимент, направленный на устранение подобных ошибок.
II этап: Формирующий эксперимент
Цель: развитие умения распознавать в предложении однородные члены, связанные при помощи союзов и/или интонации перечисления, расставлять знаки препинания при них, создавать предложения с однородными членами.
Нами была проведена серия уроков, на которых систематически отрабатывались вышеуказанные методы, приемы и упражнения.
Фрагмент урока №1
Цель: развитие умения распознавать в предложении однородные члены предложения.
Учитель: (комментированное письмо). Прочитайте текст на доске, запишите. В каких предложениях однородные члены связаны союзами и, но.
Небо темнеет, хмурится. Гаснут в садах последние хризантемы и астры.
Тучи собираются, но не приносят дождя. Прячутся в них солнце, луна, звёзды.
Ученик: В первом предложении однородные сказуемые хмурится, гаснут.
Учитель: Как они связаны между собой?
Ученик: Они связаны между собой интонацией перечисления.
Учитель: В данном тексте есть еще такие же предложения?
Ученик: Да. Это последнее предложения, там интонацией перечисления связанны между собой однородные подлежащими.
Учитель: Чем выражены однородные члены во втором предложении при
помощи чего они связаны между собой?
Ученик: Во втором предложении однородные подлежащие между собой они связаны союзом и.
Учитель: Чем выражены однородные члены в третьем предложении и при помощи чего они связаны?
Ученик: В третьем предложении сказуемые собираются и не переносят связанны при помощи союза но.
Учитель: Итак, при помощи, каких слов могут быть связаны однородные члены предложения, перечислите их?
Ученик: Однородные члены предложения могут быть связаны при помощи союзов и, а, но.
Учитель: А еще как?
Ученик: Без союзов, интонацией перечисления.
Фрагмент урока №2
Цель: развитие умения распознавать в предложении однородные члены, связанные при помощи союзов или интонации перечисления; ознакомление с постановкой запятой между однородными членами.
Работа проводится у доски, ученик читает выразительно и комментирует, записывает предложение, находит однородные члены, подчеркивает. Отмечает союзы.
Каштанка много съела, но не наелась. После обеда она разлеглась, протянула ноги, завиляла хвостом.
Новое в образовании:
Характеристика лагеря
Месторасположение лагеря Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловской средней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первый этаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага, краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все ...
Виды декоративно – прикладного искусства
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в ...
Роль, функции классификации при формировании понятий
В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет прием классификации. Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные, нео ...