Результат среза показал, что дети не в достаточной мере владеют умением составлять предложения с однородными членами и не всегда знают, как правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Дети допустили следующие ошибки:
не умеют выделить однородные члены предложения. Многие ученики вообще не подчеркнули однородные члены предложения;
не умеют правильно подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения;
путают части речи и члены предложения, т.е. у некоторых детей указан способ выражения однородных членов вместо подчеркивания дополнений, определений, подлежащих и сказуемых.
Со вторым заданием полностью справились лишь четверо детей. Неправильно расставляют знаки препинания:
при одиночных союзах,
при повторяющихся союзах,
при отсутствии союзов,
много лишних запятых и др.
Исходя из характера допускаемых ошибок младшими школьниками, мы провели формирующий эксперимент, направленный на устранение подобных ошибок.
II этап: Формирующий эксперимент
Цель: развитие умения распознавать в предложении однородные члены, связанные при помощи союзов и/или интонации перечисления, расставлять знаки препинания при них, создавать предложения с однородными членами.
Нами была проведена серия уроков, на которых систематически отрабатывались вышеуказанные методы, приемы и упражнения.
Фрагмент урока №1
Цель: развитие умения распознавать в предложении однородные члены предложения.
Учитель: (комментированное письмо). Прочитайте текст на доске, запишите. В каких предложениях однородные члены связаны союзами и, но.
Небо темнеет, хмурится. Гаснут в садах последние хризантемы и астры.
Тучи собираются, но не приносят дождя. Прячутся в них солнце, луна, звёзды.
Ученик: В первом предложении однородные сказуемые хмурится, гаснут.
Учитель: Как они связаны между собой?
Ученик: Они связаны между собой интонацией перечисления.
Учитель: В данном тексте есть еще такие же предложения?
Ученик: Да. Это последнее предложения, там интонацией перечисления связанны между собой однородные подлежащими.
Учитель: Чем выражены однородные члены во втором предложении при
помощи чего они связаны между собой?
Ученик: Во втором предложении однородные подлежащие между собой они связаны союзом и.
Учитель: Чем выражены однородные члены в третьем предложении и при помощи чего они связаны?
Ученик: В третьем предложении сказуемые собираются и не переносят связанны при помощи союза но.
Учитель: Итак, при помощи, каких слов могут быть связаны однородные члены предложения, перечислите их?
Ученик: Однородные члены предложения могут быть связаны при помощи союзов и, а, но.
Учитель: А еще как?
Ученик: Без союзов, интонацией перечисления.
Фрагмент урока №2
Цель: развитие умения распознавать в предложении однородные члены, связанные при помощи союзов или интонации перечисления; ознакомление с постановкой запятой между однородными членами.
Работа проводится у доски, ученик читает выразительно и комментирует, записывает предложение, находит однородные члены, подчеркивает. Отмечает союзы.
Каштанка много съела, но не наелась. После обеда она разлеглась, протянула ноги, завиляла хвостом.
Новое в образовании:
Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из
неблагополучных семей
Социальный приют для детей и подростков – это воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. На момент прохождения преддипломной практики и реализации программы, в КОГКУ СО «Сунский социальный прию ...
Современное состояние физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях, средней и высшей призвано решить комплекс задач, связанных с оздоровлением, разносторонним физическим и духовным развитием, обучением физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам, развитием физических качеств. В результате занятий физическим ...
Трудности формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных
семей
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и зако ...