Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.
Программа «Пролеска»
В программе «Пралеска» введение в математику начинается в группе «Почемучки» (четвертый – пятый год жизни) в разделе «Мир науки».
Задачами введения в математику являются следующие: формировать у ребенка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики; содействовать развитию мыслительных операций группировки, классификации и сериации на основе сравнения множеств предметов и явлений по одному-двум признакам.
Числа и цифры изучаются в подразделе «Количество и счет».
В данном подразделе формируются элементарные математические представления о количестве; учатся находить «один» и «много» предметов и явлений в ближайшем окружении (в группе, в помещении детского сада, дома), различать группы предметов по признаку количества (много — один, мало — один); обучаются практическому способу сравнения множеств по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки); знакомятся с опосредованным способом сравнения множеств (путем количественного пересчета элементов множеств и сравнения полученных чисел) в пределах 5 7 — 10; знакомятся с цифрами как условными знаками, обозначающими число (в пределах изученных чисел); формируются первоначальные умения порядкового счета; формируется понятие «половина» (одна из двух равных частей), представление о соотношениях между частью и целым.
Кроме данного подраздела раздел «Математика» включает в себя подразделы «Величина», «Геометрические фигуры и форма предметов», «Ориентировка в пространстве» и «Ориентировка во времени».
В следующей возрастной группе «Фантазеры» (шестой – седьмой год жизни) продолжается ознакомление с азами математики. В данном разделе ставятся следующие задачи: продолжать развитие интереса к математической стороне действительности, к математике; развивать мышление (образное, образно-схематическое, начала логического), мыслительные операции, гибкость мышления, сообразительность, любознательность; способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей.
Подраздел «Количество и счет» данного этапа программы направлен на развитие умения сравнивать множества практическим путем и опосредованно (путем счета) (граница количественного и порядкового счета на шестом году жизни — 10, на седьмом году жизни — 20); расширение и закрепление знания о цифрах от 0 до 9; упражнение в их узнавании, различении; знакомить с элементами знаковой системы (на шестом году — =, >, <; на седьмом году — +, -, =, >, <, ->); знакомить с составом числа из двух меньших чисел (до 10), из единиц (до 5); на седьмом году жизни формирование представления о множествах и операциях над ними (термины: множество, элемент, часть множества); познакомить со способами графического изображения множеств; упражнять в их использовании в повседневной жизни; формирование умения вычислительной деятельности на материале решения простых арифметических задач (седьмой год жизни).
Также в группе «Фантазеры» вводится такой раздел, как «Учебная деятельность: предпосылки». В данной части также присутствует раздел «Математика». В данном разделе происходит знакомство на занятиях по математике с элементами вычислительной деятельности (сложение, вычитание) на материале простых арифметических задач, с математической знаковой символикой, с графическим изображением множества; формируются обобщенные понятия «четырехугольник», «многоугольник»; знакомство с разными способами образования фигуры на основе знаний детей о множестве (геометрическая фигура как множество точек на плоскости); формирование навыков сравнения множеств практическим путем (приемами наложения, приложения) и опосредованно (посредством устного счета в пределах 20); формировать элементарные математические представления: понимание состава числа из единиц и двух меньших чисел; закреплять знание цифр от 0 до 9; учить моделировать отношения между величинами, развивая при этом образно-схематическое мышление; знаком ство с рядом новых алгоритмов действий, облегчающих овладение математикой: алгоритмы установления взаимообратных связей и отношений между смежными числами натурального ряда, действиями вычисления; сопоставления множеств, установления отношений между элементами множеств; действий измерения, установления функциональной зависимости числа от величины мерки; со способами ориентировки на листе бумаги (плане, схеме, картине и т. д.); расширение познания в области количественных представлений, учить устанавливать взаимообратные связи и отношения между смежными числами натурального ряда, определение зависимости между тремя последовательно идущими числами натурального ряда (например: 3, 4, 5). Шестилетних детей начинают знакомить со структурой задачи: учить выделять условия и вопрос, называть числовые данные; формулировать арифметические действия на основе понимания характера результата действия, описанного в задаче (больше стало предметов или меньше); решать задачу и «записывать» ее, используя карточки с цифрами и знаками; содействуют развитию интереса к математике,
Новое в образовании:
Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии
В развитии гендерных исследований на Западе условно можно выделить три этапа. Первый этап (примерные временные границы — 70-е годы) — это период появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных с интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной ориентации. Либера ...
Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...
Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической
литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...