Диагностика уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов » Диагностика уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Для исследования конфликтов дошкольников со сверстниками на базе МДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап - констатирующий этап - первичная диагностика уровня конфликтности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий этап - организация работы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста через занятия сказкотерапии. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап - контрольный этап - повторная диагностика уровня конфликтности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня конфликтности старших дошкольников в обеих группах.

Для выявления уровня конфликтности использовались следующие критерии:

избегание конфликта;

компромисс;

сотрудничество;

приспособление;

соперничество.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня конфликтности у дошкольников: низкий, средний и высокий.

В обследовании были использованы следующие методики:

1) Методика К.Н. Томаса ("Оценка способов реагирования в конфликте") позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

В исследовании были использованы также методика, определяющая склонность к внутри личностному конфликту "Тест на конфликтность" (Кноблоха-Фальконета) и оценивающая данный критерий по двум шкалам "эго хватание" и "гармоничность".

"Тест на оценку уровня конфликтности личности" позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровня конфликтности детского коллектива.

Метод наблюдения в процессе игровой деятельности.

В процессе наблюдения мы смогли выявить черты личности детей, способствующих конфликтности. Протоколы наблюдений за игровой деятельностью представлены в приложении 2. Причины возникновения конфликтов между детьми в игре представлены в приложении 3.

При определении способов реагирования в конфликте участники эксперимента показали различные способы реагирования. Однако, подсчитав количество общих баллов, были определены наиболее часто встречающиеся способы реагирования в данном коллективе - это избежание конфликта (102), компромисс (82), сотрудничество (79), приспособление (74), соперничество (24) (см. Рисунок 1).

Рис.1 Способы реагирования в процессе конфликта

Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня конфликтности на констатирующем этапе эксперимента

Методика

Избегание конфликта

Компромисс

Сотрудничество

Приспособление

Соперничество

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

"Оценка способов реагирования в конфликте"

5

14

1

4

3

16

1

15

1

4

14

2

3

16

1

"Тест на конфликт-ность"

1

16

3

-

2

15

3

13

7

1

14

5

2

15

3

"Тест на оценку уровня конфликт-ности личности"

2

14

4

2

5

11

4

13

5

5

11

4

5

11

4

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Анализ школьных учебников
Хорошо известно, что, как бы ни строился школьный курс геометрии, в нем обязательно присутствуют различные методы доказательства теорем и решения задач. Среди таких методов важное место занимают такие методы, как метод геометрических преобразований, метод координат, векторный метод. Сами эти методы ...

Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразователь ...

Церковь
На сельскую жизнь большое влияние оказывала церковь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Она давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных пр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru