Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов

Педагогика и воспитание » Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.

Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими, несмотря на множество трудов по детской психологии, педагогическому мастерству, и иной литературы, призванной помочь разобраться в возникающих трудностях. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И.

В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, течения и разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Во многих работах указывается, что личностные особенности, определяющие поведение ребенка в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликты нередко становились объектом психологического изучения. Имеющиеся работы посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено субъективное восприятие конфликтной ситуации ребенком. Поэтому исследование детских представлений о причинах конфликта, вариантах поведения в нем и возможных путях его разрешения является весьма актуальным.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти к его описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путей разрешения. В нашей работе центральное место уделяется конфликту у детей старшего дошкольного возраста и такому условию его разрешения как сказкотерапия.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что сказкотерапия имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью преодоления конфликтов у дошкольников и малым количеством разработок по использованию сказкотерапии в преодолении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении сказкотерапии как условии преодолении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста".

Объект исследования: преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказкотерапия как условие преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если в процессе применения использовать сказкотерапию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть содержание проблемы преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования формирования конфликтов у дошкольников в трудах А.Н. Леонтьева, А.М. Фонарева, С.Л. Новоселовой, Н.М. Аксариной, концептуальные положения преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста В.В. Гербовой, Л.Н. Павловой, Я.Л. Коломинского и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

Эмпирические методы, включающие тестирование, психологический эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Новое в образовании:

Игры, направленные на развитие памяти и внимания
«Вызови по имени». Дети, предварительно разбившись на две команды, бегают, прыгают в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч бол ...

Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...

Игровая развивающая среда
В современном мире, стало много возможностей провести свой досуг, но при этом не всегда с пользой для здоровья. Современные дети стали мало двигаться, по отношению к детям несколько десятилетий назад и отсюда начали появляться проблемы со здоровьем. Недостаток физических упражнений сказывается отри ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru