2. Сколько примеров вы сможете решить за 5 минут? Проверьте это с помощью песочных часов.
3. Расскажите, что вы успеете сделать за 1 минуту. Проверьте себя.
4 этап. Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.
Цель: развитие представлений о существующей системе
временных эталонов.
Задачи:
формировать представления о частях суток;
представления о понятиях "вчера", "сегодня", "завтра";
представления о днях недели;
представления о годе и временах года, а также месяцах;
закреплять представления о мерах времени на часах.
При работе над развитием представлений о частях суток необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро - это части целого - суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Лучше начинать с контрастных частей суток: день - ночь, утро - вечер, а затем уже знакомить ребенка со сменой двух частей суток: утро - день, вечер - ночь. Ребенок должен уметь правильно выбрать картинку, на которой изображено, например утро, а также разложить картинки с частями суток по порядку.
Когда ребенок усвоил последовательность смены частей суток, можно внести в работу шуточные элементы, когда взрослый ошибается в их назывании, а ребенок его исправляет. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме без использования картинок. Например, логопед называет предложение, пропуская названия частей суток, а ребенок должен правильно его закончить и т.д. Затем можно переходить к стихотворному тексту. Логопед читает стихотворение о каждой части суток, а дети поднимают карточку с их изображением.
Важно обратить внимание ребенка на изменение положения солнца, на разный цвет неба в различное время суток и предложить ему самостоятельно нарисовать этот пейзаж.
После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся понятия "сегодня", "вчера", "завтра". Ребенку необходимо объяснить, что те сутки, которые наступят, называются "завтра", а те сутки, которые уже прошли, называются "вчера". Сначала формируется правильное понимание, а потом использование детьми этих понятий в своей речи. Можно давать задания на завершение фразы. Логопед начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Или предложить составить рассказы на темы:
что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра.
Дидактические игры и упражнения
1. Педагог предлагает детям по очереди выполнить задание: "Покажи, что ты делал утром (вечером, днем, ночью)?" Дошкольник изображает разные действия, но не называет их, другие дети угадывают и проговаривают, что изображает ребенок. Такую же игру можно провести со словами "вчера", "сегодня", "завтра".
2. Педагог бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, а поймавший заканчивает фразу, используя слова "вчера", "сегодня", "завтра": Мы читали сказку про репку. Мы поедем на экскурсию. Мы пойдем обедать. У Димы занятие с логопедом. После обеда обещают сильный дождь, это будет. На следующий день мы поедем в цирк, это будет.
3. Четверо детей олицетворяют какую-либо часть суток. Ребенок олицетворяющий "утро", подбрасывает мяч вверх и говорит: "после утро будет." Мяч ловит тот ребенок, который отвечает за "день". Когда последовательность со словом "после" усвоена, так же отрабатывается последовательность со словами "перед" и "за", затем вперемешку.
Новое в образовании:
Коррекционная работа с детьми страдающими СДВГ
Ребёнку показывается какое-либо несложное действие, а затем предлагается закрыть глаза и воспроизвести его. Вслед за этим даётся задание более сложное. Возможные упражнения: за спиной (за головой) соединить руки, соприкоснувшись указательными пальцами: ноги врозь – руки в стороны; наклон к правой н ...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...
Основа технологии целостного педагогического процесса
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осм ...