анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур и копировать их, используя правильную стратегию копирования;
ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180°, мысленно переворачивать лист бумаги на 180°.
Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу.
Дидактические игры и упражнения.
1. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.
2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.
3. Положить кружок, справа от него - квадрат, слева от кружка - треугольник.
4. Нарисовать точку, справа от точки - крестик, над точкой - круг, под точкой - квадрат, справа от квадрата - треугольник, над крестиком поставить галочку.
5. По речевой инструкции двигать фишку по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
6. Расположить предметные картинки справа или слева от вертикальной линии. Затем задания усложняются, то есть лист бумаги переворачивается на 180° и ребенок должен сказать, где же теперь будут правая и левая стороны.
7. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т.д.
Целесообразно использовать задания на узнавание нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ фигур, направленный на развитие умения находить одинаковые и неодинаковые в пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на осознанное восприятие отношений предметов в пространстве. От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков).
Следует также развивать такое умение, как вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Сначала ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности предметного ряда. Затем предлагаются задания на определение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
8. Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).
9. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).
5 этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Цель: формирование квазипространственных представлений.
Задачи:
учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;
формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.
Новое в образовании:
Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...
Проведение формирующего эксперимента для подростков с нарушенным
интеллектом
Эксперимент в группе проходил в течении пяти дней, три дня на катастрофу и два дня на акционерное общество. Первая игра «Катастрофа на воздушном шаре». День первый: терпим крушение и высаживаемся на необитаемый остров. Условия климата, местонахождения и время спасения устанавливается экспериментато ...
Мероприятия по формированию положительных взаимоотношений
На формирующем этапе ставились следующие задачи: 1. Воспитывать дружеские отношения между детьми через совместную деятельность. 2. Вовлечь в совместную деятельность «отверженных» и «непринятых» детей. 3. Развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. ...