Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Страница 8

Художественно-эстетический образовательный процесс в Элистинском ДДТ строится на принципе этнокультурной коннотации, который заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса. Это достигается засчет применения метода «сквозных этнолингвокультурологических тем» («Калмыцкий фольклор», «Эпос «Джангар», «Основы буддизма», «Национальные праздники, традиции, обычаи», «Тодо бичиг»-«Ясное письмо» и др.), их систематического использования в повседневной педагогической практике, как системы мер по формированию соответствующей этнической картины мира, способствующей эффективному воспитанию эстетической культуры учащихся.

«Обращаемость» одной темы на различных занятиях, как показывает опыт, отражается положительно на эстетическом развитии учащихся. Учебный процесс строится по методу «дидактического концентризма», представляет собой движение от концентра к концентру (от основной информации к периферийной), в пределах этнолингвокультурологического поля. Тематическая, межпредметная интеграция позволяет воспитаннику на определённый промежуток времени «погружаться» в определённый этнолингвокультурный учебный концентр.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили, что формирование эстетической воспитанности школьника происходит во взаимосвязи с его саморазвитием. Опираясь на исследования М. А. Верба, мы выделили основные этапы развития субъектной позиции воспитанников, занимающихся художественным творчеством:

Накопление эстетической информации, опыта, приобретаемых в учреждении дополнительного образования детей.

Дифференциация полученных впечатлений, сведений, знаний; выбор значимых для себя фактов, понятий, определений.

Активизация познавательной и творческой деятельности, проявление устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.

Определение индивидуальных предпочтений, приоритетов, эстетических взглядов и суждений, поиск способов самовыражения и самоопределения в творчестве.

Выделение ведущих видов художественно-творческой деятельности, соединение на их основе отдельных компонентов личной эстетической культуры: рефлексия, самооценка, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Мы считаем, что знание вышеперечисленных этапов развития субъектной позиции воспитанников, позволяет педагогу дополнительного образования выстраивать систему педагогической поддержки воспитания эстетической культуры учащихся. Термин «педагогическая поддержка» понимается О.С. Газманом и его учениками как совместное с ребенком определение его интересов, целей и возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка (по О.С. Газману) состоит из следующих этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.

В контексте настоящего исследования, в соответствии с этапами развития субъектной позиции учащихся (по М.А. Вербу) и этапами педагогической поддержки (О.С. Газман), нами разработана система педагогической поддержки воспитания эстетической культуры учащихся, которая представлена в табл. 6.

Таблица 6

Система деятельности педагога дополнительного образования по педагогической поддержке воспитания эстетической культуры школьника в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Этап развития субъектной позиции

Этап педагогической поддержки

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

I этап: накопление эстетической информации, опыта.

Диагностический

Экскурсии по детским объединениям художественно-эстетического образования; входные тесты, тренинги и упражнения на креативность, наличие художественно-творческих способностей; беседы с детьми о национальном искусстве.

Формирование желания заниматься художественным творчеством; вхождение в мир национального и общероссийского искуссива

II этап: дифференциация полученных впечатлений, сведений, знаний; выбор значимых для себя фактов, понятий, определений

Поисковый

Знакомство с творчеством выпускников, педагога; экскурс в историю студии; первые творческие пробы

Выстраивание перспективы деятельности воспитанника в студии; создание каждому ребенку ситуации успеха

III этап: активизацизия познавательной и творческой деятельности, проявление устойчивого интереса к занятиям художественным творчеством

Договорный

Педагогическая инструментовка деятельности (авансирование, поощрение); выбор форм и способов представления результатов творческой деятельности; скрытая помощь ребенку (одобрение, доверие)

Самоопределение воспитанника в творческой деятельности; определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности; укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях

IV этап: определение индивидуальных предпочтений, приоритетов, эстетических взглядов и суждений, поиск способов самовыражения и самоопределения в творчестве

Деятельностный

Открытые занятия, тематические дни и программы, участие в творческих конкурсах;

Самоопределение ребенка в выборе роли в студии, с целью наивысшей самореализации и достижения успеха

V этап: соединение на основе творческой деятельности отдельных компонентов личной эстетической культуры; рефлексия, самооценка, потребность в самообразовании и самосовершенствовании

Рефлексивный

Подведение итогов учебного года; творческие отчеты воспитанников; планы на новый учебный год

Творческий рост воспитанника, мотивация его к самообразованию и самосовершенствованию

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Грамматические нормы относительно однородных членов предложения
И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий. Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Коми ...

Понятие однородности в аспекте членов предложения
В лингвистической литературе дается различные определения однородным членам предложения. Е.М. Галкина-Федорук называет однородными членами предложения - синтаксически одинаковые члены, связанные друг с другом сочинительной связью. Подобное определение мы встречаем у Э.И. Борисоглебской (1990: 339). ...

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru