Формирование у ребенка собственного опыта эстетических проявлений, его осознание и выработка эстетических взглядов и суждений, происходит в процессе диалога, совместного с педагогом осмысления и сопереживания с эстетической точки зрения жизненных событий. Самообразование как метод воспитания эстетической культуры школьников направлено на приобщение детей к ценностям культуры. В процессе самообразования ребенок вступает в диалог с автором произведения искусства, участвует в семинарах, диспутах, деловых играх. Внутренний диалог продолжается в экскурсиях, во время слушаний лекций, музыки, просмотра научно-популярных и документальных фильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например: слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение. Причем, организация самообразования в досуге позволяет поэтапно выстроить систему педагогически целесообразных методов воспитания из отдельных элементов (видов, приемов работы) через их группировку и объединения в систему; педагоги обеспечивают переход самообразования в творчество. А творчество, как известно, непременная составляющая сущностной характеристики дополнительного образования детей и одно из важнейших условий воспитания эстетической культуры школьников.
Анализ этнокультурных аспектов дополнительного художественно-эстетического образования показывает, что приобщение к народному искусству часто используется в качестве метода воспитания эстетической культуры подрастающего поколения. В частности, в национальной воспитательной системе калмыцкого народа всегда широко использовались такие виды искусства, как устное народное творчество, музыкально-танцевальный фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Основными жанрами калмыцкого устного народного творчества являются героический народный эпос «Джангар», сказки, пословицы, поговорки, загадки и другое. Особое место в устном народном творчестве калмыков занимает героический эпос «Джангар», вошедший в сокровищницу мировой культуры, благодаря переводам на русский, монгольский и другие языки мира. Язык эпоса исключительно богат, красочен, образен, т.е. поистине народен. Его художественно-выразительные средства, весь художественный строй являют собой лучший образец калмыцкого эпического творчества. Поистине неисчерпаемым кладезем народной мудрости являются калмыцкие сказки (хальмг туульс). Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Дошедшие до сегодняшнего дня калмыцкие сказки отличаются большим разнообразием. Исследователи отмечают четыре основных сказочных жанра: сказки о богатырях; волшебные и фантастические; бытовые (новеллистические); сказки о животных (аллегорические). Калмыцкие сказки – это завершенные художественные произведения, в которых используются веками сложившиеся приемы и способы отображения трудовой жизни и восприятия живой природы. Видное место в фольклоре калмыков занимают пословицы и поговорки (ульгюр). Они представляют собой доходчивые и меткие выражения, прививают любовь к труду, родной земле, воспитывают честность, доблесть, храбрость и мужество, высмеивают пороки и осуждают зло. К специфическим видам устного народного творчества можно отнести «яса-кемялгн» (своеобразный диалог-состязание, который ведется вокруг 25-го, последнего позвонка барана, якобы случайно попавшего в руки беседующих) и йорял (благопожелание), который как особый жанр устного народного творчества бытует очень широко и в настоящее время.
Особое место в музыкальном фольклоре калмыков занимает народная песня, которая относится к наиболее древним образцам музыкально-поэтического творчества. В течение многих веков знатоки и хранители песенных сокровищниц калмыцкого народа передавали песни из уст в уста. По своему содержанию калмыцкие песни очень разнообразны: это и лирические песни, и исторические, свадебные, детские, песни нравственно-этического содержания, протяжные (ут дун) и другие. Все свои чувства калмыки доверяли песне, через песни учили детей добру, справедливости, в песне выражали свои мечты и чаяния. Калмыцкие танцы, народные музыкальные инструменты, изобразительное и декоративно-прикладное искусство - все это и по настоящее время является методами воспитания эстетической культуры современных школьников.
Новое в образовании:
Эмпирические подходы к исследованию идентичности
Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. При этом обосновывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определя ...
Физическое развитие ребенка второго года жизни
Оценивать физическое развитие ребенка нужно не только по массе тела, росту, окружности головы. Груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Любые отклонения в состоянии здоровья сказываются на физическом развитии, последнее может быть оценено как нормальное только при хорошем состоянии здоро ...
Цель, содержание и организация экспериментальной работы
На основе проведенного теоретического исследования и согласно задачам дипломной работы был разработан педагогический эксперимент, Цель эксперимента - практически выявить роль труда в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе ДУЗ «Колокольчик». Врем ...