Праздник – особая жизненная ситуация ребенка, когда без назидательности и упреков он получает уроки социального общения, когда в нем проявляются и закрепляются лучшие человеческие качества. Уникальная воспитательная возможность праздника состоит в том, что он дает возможность для активного самовыражения ребенка, вызванного реакцией на конкретное событие, возможность самоутверждения в конструктивной социально-полезной деятельности. Практика показывает, что создание и использование такого рода ситуаций в учреждении дополнительного образования детей является важным фактором воспитания эстетической культуры школьников. Учреждение дополнительного образования детей имеет специфические возможности для создания условий, способствующих большей самореализации детей и подростков. К примеру, оно может развивать у ребенка способность к выбору позиций, к ценностно-ориентированной деятельности, к этнокультурному саморазвитию через праздники, досуг, то есть через те формы, которые в педагогической практике считаются не столь значимыми.
Праздники, досуговая деятельность формируют у человека чувство принадлежности к социуму (соответственно, национальные праздники - чувство принадлежности к определенному этносу), общие ценности (в том числе этнические), чувство единства с другими людьми. Организаторами таких праздников не может выступить ни одна школа, а только учреждение дополнительного образования. Праздник – это важная и интересная форма массовой художественно-эстетической деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Главная его особенность – в преемственности целей и задач эстетического воспитания на занятиях и во внеучебной деятельности. Эта преемственность заключается в последовательном и целенаправленном формировании эстетической культуры школьников в условиях этнокультурной среды, как важной части их духовной культуры. Праздник вообще занимает особое место в воспитании детей школьного возраста. Одна из его основных целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием воспитания эстетической культуры. Праздник объединяет в себе различные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание праздников являются определяющими в подборе музыкального оформления.
Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой; теплые погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну», «Весна – красна», «Хавр ирвя» («весна пришла») и т.д.); яркие разноцветные листья деревьев – об осени («Золотая осень», «Осенние посиделки», «Намрин тег» («осенняя степь») и т.д.). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.
Создание соответствующего настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. В Элистинском ДДТ это происходит по схеме: педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. В подготовке праздника принимают участие и дети. Подготовка включает и психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. На ее основе праздник становится источником богатых впечатлений для детей и содействует их эстетическому развитию. На празднике дети показывают свои достижения, и это является стимулом их дальнейшего творческого развития. Мы считаем, что праздник в учреждении дополнительного образования детей может и должен быть одной из основных форм воспитания эстетической культуры школьников. Возрождение национальных праздников, без сомнения, имеет огромное значение для эстетического воспитания школьников, для формирования у них этнического самосознания.
В Элистинском Дворце детского творчества, где национальный состав воспитанников разнообразен, стало традицией отмечать не только калмыцкие национальные праздники, но и праздники других народов России. Ежегодно отмечаются национальные праздники: калмыцкие (Зул, Цаган Сар, Урс Сар), русские (православное Рождество, Масленица, Пасха), казахский Наурыз, чеченский Ураза-байрам. Так дети разных национальностей приобщаются к культуре не только своего народа, но и народов, проживающих по соседству; учащиеся разучивают и поют песни на разных языках, знакомятся с обычаями и обрядами других народов. В результате у детей формируется уважение к иным национальным культурам, стремление эстетически воспринимать искусство разных народов. Тем самым значительно обогащаются их эстетические представления. Роль искусства при этом велика: ведь именно искусство способно пробуждать интерес к культуре другого народа, так как язык его понятен всем.
Новое в образовании:
Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг ...
Понятие логическая грамотность
Логика (от греч. "наука о правильном мышлении", "искусство рассуждения") - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке ...
Этапы обучения групповой работе
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ''школоведение'' ( Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь), в это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, ч ...