Таблица 5
Показатели эстетической культуры школьников
|
Показатели |
Способы определения |
Критерии |
|
Широта эстетического этнокультурного кругозора. |
Беседа; анкетирование; творческие задания |
когнитивный |
|
Качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций, выражающихся в определенных эстетических потребностях, взглядах, вкусах. |
Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности |
аксиологический |
|
Устойчивость проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления. |
Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности |
креативный |
Таким образом, уровнями эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: инертный (эстетически нивелированное поведение); относительно-целостный (поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях); целостно-продуктивный (эстетическая мотивация поступков и деятельности, в том числе и в повседневной жизни).
Критериями эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: информационно-познавательный или когнитивный (получение эстетических знаний, информации, необходимой для эстетического освоения мира), ценностно-избирательный или аксиологический (наличие эстетических предпочтений, выражающихся в определенных эстетических потребностях взглядах, вкусах) и деятельностно-творческий или креативный (умение эстетически преобразовывать окружающую действительность, используя творческое мышление, воображение и художественно-творческие способности).
Показателями эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: по когнитивному критерию – широта эстетического этнокультурного кругозора, способность ориентироваться в мире национального и общероссийского искусства; аксиологическому критерию – качество избирательно-оценочной функции эстетического сознания; по креативному критерию – устойчивость проявления художественно-творческих способностей, творческого воображения, фантазии, образного мышления, умение проявлять себя эстетически.
Теоретико-методологическими основами воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: философские и общепедагогические теории воспитания личности, теория и методика эстетического воспитания школьников, концепции развития дополнительного образования художественно-эстетической направленности, методология педагогического программирования в дополнительном образовании. Исходя из этого определяется сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного художественно-эстетического образования, характеризующая его как социальное явление, сложный многоуровневый процесс и специально организованную деятельность, направленную на формирование у школьников способности к эстетическому преобразованию действительности через осуществление художественно-эстетической деятельности, организованной на основе принципа этнокультурной коннотации, т.е. через «погружение» в этнокультуру.
Новое в образовании:
Содержание преодоления конфликтов у детей старшего
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно от ...
Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей
младших школьников
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. Его не было у тех, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью в образовании. Появление этого возраста ...
Возрастные особенности развития учащихся в начальной школе
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7 до 10—11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребе ...