Опираясь на исследования вышеупомянутых ученых, мы предлагаем структуру эстетической культуры школьника, представленную в табл. 3.
Таблица 3
Структура эстетической культуры школьника
|
1. Информационно-познавательный аспект (когнитивный) |
Получение эстетических знаний, информации, необходимой для эстетического освоения мира |
|
2. Ценностно-избирательный аспект (аксиологический) |
Наличие эстетических предпочтений, выражающихся в определенных эстетических взглядах, вкусах и потребностях |
|
3. Деятельностно-творческий аспект (креативный) |
Умение преобразовывать окружающую действительность в соответствии с законами красоты, используя творческое мышление, воображение и художественно-творческие способности |
Отследить и измерить в определенных параметрах процесс воспитания эстетической культуры очень сложно, в связи с этим мы сочли целесообразным использовать предложенные выше аспекты эстетической культуры школьников в качестве обозначения ее критериев для дальнейшего отслеживания данного процесса в динамике.
В соответствии с задачами исследования, на основе научных разработок В.И. Волынкина, Е.И. Левит, Р.В. Смирновой мы выявили уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников (12-15 лет), а также способы их определения (см. табл. 4 и табл. 5).
Таблица 4
Уровни и критерии эстетической культуры школьников
|
критерии уровни |
Когнитивный |
Аксиологический |
Креативный |
|
1. Инертный |
элементарные знания об эстетике, национальном искусстве; образная широта невелика(2-3 вида образов); взаимосвязь характеристик художественных образов и выразительных средств искусства не устанавливается. |
низкий интерес к искусству, в т.ч. национальному, художественной образности и другим средствам образного выражения действительности (не выражен явно); эстетические качества действительности не вызывают интереса и активности в общении по поводу этноэстетических объектов и явлений. |
способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует |
|
2. Относительно-целостный |
изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность. |
возрастание интереса к художественным этноэстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях. |
в учебно-творческой деятельности школьник применяет известные ему способы воссоздания художественных образов; творческая активность иногда проявляется, но носит несистематический характер; самостоятельность не стабильна. |
|
3. Целостно-продуктивный |
глубокие познания в области эстетики, искусства, этнокультуры, причем имеет место стремление к самообразованию, саморазвитию; при наличии изобразительно-выразительной целостности образного представления подросток свободно ассоциирует, его суждения многообразны, образно насыщены; проявляется устойчивая познавательная мотивация. |
потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни); имеет место сознанный выбор художественных и эстетических объектов; созерцательность сочетается с действенностью. |
школьник не только полноценно владеет известными ему способами творческой деятельности, но и самостоятельно комбинирует их; творческие проявления выступают как стремление привнести собственное отношение в выполняемое дело, создать собственный образ; активность и самостоятельность проявляются всегда. |
Новое в образовании:
Истоки декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...
Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...
Особенности развития математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом с ...