Опираясь на исследования вышеупомянутых ученых, мы предлагаем структуру эстетической культуры школьника, представленную в табл. 3.
Таблица 3
Структура эстетической культуры школьника
|
1. Информационно-познавательный аспект (когнитивный) |
Получение эстетических знаний, информации, необходимой для эстетического освоения мира |
|
2. Ценностно-избирательный аспект (аксиологический) |
Наличие эстетических предпочтений, выражающихся в определенных эстетических взглядах, вкусах и потребностях |
|
3. Деятельностно-творческий аспект (креативный) |
Умение преобразовывать окружающую действительность в соответствии с законами красоты, используя творческое мышление, воображение и художественно-творческие способности |
Отследить и измерить в определенных параметрах процесс воспитания эстетической культуры очень сложно, в связи с этим мы сочли целесообразным использовать предложенные выше аспекты эстетической культуры школьников в качестве обозначения ее критериев для дальнейшего отслеживания данного процесса в динамике.
В соответствии с задачами исследования, на основе научных разработок В.И. Волынкина, Е.И. Левит, Р.В. Смирновой мы выявили уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников (12-15 лет), а также способы их определения (см. табл. 4 и табл. 5).
Таблица 4
Уровни и критерии эстетической культуры школьников
|
критерии уровни |
Когнитивный |
Аксиологический |
Креативный |
|
1. Инертный |
элементарные знания об эстетике, национальном искусстве; образная широта невелика(2-3 вида образов); взаимосвязь характеристик художественных образов и выразительных средств искусства не устанавливается. |
низкий интерес к искусству, в т.ч. национальному, художественной образности и другим средствам образного выражения действительности (не выражен явно); эстетические качества действительности не вызывают интереса и активности в общении по поводу этноэстетических объектов и явлений. |
способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует |
|
2. Относительно-целостный |
изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность. |
возрастание интереса к художественным этноэстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях. |
в учебно-творческой деятельности школьник применяет известные ему способы воссоздания художественных образов; творческая активность иногда проявляется, но носит несистематический характер; самостоятельность не стабильна. |
|
3. Целостно-продуктивный |
глубокие познания в области эстетики, искусства, этнокультуры, причем имеет место стремление к самообразованию, саморазвитию; при наличии изобразительно-выразительной целостности образного представления подросток свободно ассоциирует, его суждения многообразны, образно насыщены; проявляется устойчивая познавательная мотивация. |
потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни); имеет место сознанный выбор художественных и эстетических объектов; созерцательность сочетается с действенностью. |
школьник не только полноценно владеет известными ему способами творческой деятельности, но и самостоятельно комбинирует их; творческие проявления выступают как стремление привнести собственное отношение в выполняемое дело, создать собственный образ; активность и самостоятельность проявляются всегда. |
Новое в образовании:
Взаимосвязь общения и идентичности
Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оц ...
Конфликты как психолого-педагогическая проблема
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано ...
Работа по профилактике травматизма
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести ...