В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что в современных социокультурных условиях возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов становится дополнительное образование художественно-эстетической направленности, организуемое учреждениями, основное предназначение которых удовлетворять постоянно изменяющиеся образовательные потребности детей, в частности, их художественно-творческие потребности. Учреждение дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников средствами художественно-эстетического образования. Они включают в себя ситуацию свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения; многообразие видов художественно-эстетической деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к занятиям художественно- эстетической деятельностью; личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.
М.А. Верб предлагает основу эстетической культуры школьника, состоящую из трех взаимосвязанных блоков личностных свойств: научно-познавательного, ценностно-ориентационного и творческо-созидательного (см.табл. 1).
Таблица 1
Основа эстетической культуры школьника (по М.А. Вербу)
1. Научно-познавательный блок |
Художественно-эстетический кругозор, система обобщения знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой; знания мировоззренческого характера, принявшие форму эстетических взглядов, служащих теоретической предпосылкой постижения законов прекрасного. |
2. Ценностно-ориентационный блок |
Личностные свойства, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания (эстетические идеалы, вкусы, интересы, потребности). |
3.Творческо-созидательный блок |
Художественно-творческие способности (творческое воображение, образное мышление, восприимчивость к красоте), с помощью них человек участвует в создании прекрасного. |
Е.И. Левит предлагает обобщенную структурную модель эстетической культуры личности, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Модель эстетической культуры личности (по Е.И. Левит)
1. Информационно-образный компонент |
Эстетический опыт, полученный посредством восприятия, художественной деятельности, обучения («поле» образов), знания, умения и навыки в области эстетической образной выразительности. |
2. Ценностно-мотивационный компонент |
Эстетическое отношение к действительности и искусству, способность видения мира через «призму» гармонии. Преобладание эстетических ценностей в личностной мотивации. |
3. Деятельностно-практический компонент |
Поступки в соответствии с усвоенными эстетическими нормами и правилами, стремление к гармонизации действительности в соответствии с эстетическими ценностями |
Новое в образовании:
Понятие пенитенциарной педагогики
Пенитенциарная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний. Термин «пенитенциарная педагогика» был введен в научный оборот в 90-е годы XX века — ранее употреблялось понятие «исправительно-тру ...
Основы работы социального педагога с семьей
При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной политики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. «С ...
Скопинская керамика
Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах. Традиции древнего гончарного промысла отразились в про ...