Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высокоразвитых капиталистических государств.
В капиталистическую эпоху колониализм становится всемирным явлением. Начало его роста приходится на конец XV - начало XVI вв. и связано с историческими переменами в Европе, которые принято называть переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Эти перемены растянулись на десятилетия. Проявлениями их были рост промышленного производства, развитие науки, расширение торговли, увеличение спроса на рабочую силу, на золото. Последнее обстоятельство сыграло особенно важную роль в стремлении европейцев к поискам новых земель.
Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т.е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том, или ином виде сохранившие свои традиционные системы управления. Следует отметить, что по численности меньшая группа стран-полуколоний сохраняла суверенитет лишь формально. По своей социально-экономической структуре полуколонии не отличались от колоний. Дальнейший процесс превращения стран Азии в источники сырья для капиталистической промышленности подрывал основы натурального хозяйства и при этом связывал, эти страны с мировым рынком, насильственно втягивал в мировое капиталистическое хозяйство. Иностранные компании захватывали не только внутренний рынок, но и внешнюю торговлю стран Востока. Само по себе превращение зависимой страны в страну монокультуры и в источник сырья не было столь эффективным для финансового капитала без господства в сфере экспортных и импортных операций. Рост влияния Европы и европейской культуры на образованных азиатов протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих изменений в ее экономике.
Этот далеко не полный перечень новых форм эксплуатации зависимых стран привел к серьезным изменениям в социально-экономической структуре восточных обществ, в условиях их вынужденного колониально-капиталистического синтеза. Одной из важнейших проблем развития стран Азии с начала XX в. является проблема взаимодействия их традиционных укладов с западным колониальным капиталом в условиях его перехода на новую стадию. Некоторые страны Востока, чтобы избежать открытой западной агрессии, сознательно отказывались от контактов с иностранцами и от активной внешнеторговой деятельности, закрывая свои порты и страны от европейцев и американцев. Так было в Китае, Японии, Сиаме. И это, безусловно, вызывало замедление темпов трансформации старого способа производства в этих странах.
Финансово-промышленные монополии изменили традиционное производство и аграрную структуру, вызывая в то же время кардинальные изменения в социальных структурах восточных стран.
Расширялись и инвестиции английского капитала в Азии — европейские банки все более охотно вкладывали деньги в экономику страны. Все это создавало новые предпосылки для подъема антиколониального движения.
И португальская, и испанская, а впоследствии голландская, британская, французская и другие колониальные системы утверждались в конечном итоге насильственным путём. На Востоке европейцы столкнулись с разными по уровню развития обществами - от доклассовых, родоплеменных до феодальных и так называемых азиатских. В военно-техническом отношении эти общества уступали европейцам, превосходство которых росло по мере быстрого развития промышленности, науки и техники в Европе.
Во второй половине XIX в. в Азии открылось немало университетов, где обучение велось на европейских языках и по европейским программам. Кроме того, дети из зажиточных семей имели возможность получить блестящее образование в лучших университетах Англии — Кембридже и Оксфорде. Знакомство с достижениями европейской цивилизации оказало огромное влияние на европейских интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом было незначительным, их роль в политике и общественной жизни была определяющей.
Активное внедрение элементов европейской политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Азию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование европейских языков как официальных способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Азии, публиковались только на европейских языков.
Новое в образовании:
Диагностика уровня сформированности у учащихся
экспериментального класса читательских умений
Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ №12 в 3 «Б» классе. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек Цель исследования – выявить у учащихся экспериментального класса уро ...
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...
Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нрав ...