а) Загадка:
«Бел, да не сахар, Ног нет, да идет».
Каким бывает снег зимой?
(Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.)
б) Назовите, в каких состояниях бывает снег?
(Поземка – снег лежит на земле, пороша – первый выпавший снег, крупка – небольшой снег в виде крупок, изморозь – белый пушистый снег, хлопья – сросшиеся слитки, единые кусочки снега.)
в) Где можно видеть лед зимой? Какой он?
(Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.)
Третье препятствие – игра «Фотоглаз»:
а) Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните:
Снег Пороша Иней
Снеговик Крупка Хлопья
Поземка Снежинка Сугроб
Снегири Изморозь Снежок
Какое слово здесь не снежное? Почему?
б) «Зимний лес»
Как изменились деревья с приходом зимы?
Кто работает в лесу?
Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква, земляника, пшеница, посаженная осенью?
Привал «Птичий»:
Отгадайте загадки:
Верещунья белобока,
А зовут ее … (сорока)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает …. (воробей)
Найди птицу. Работа с набором открыток.
Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось разгадать ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева.
Учащиеся отгадывают ребус. Отгадкой будет слово «весна».
Сорока-Белобока и Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие своей благодарностью.
Игра «Кто, чем питается?». Цель игры: Закреплять представления детей о пище животных. Подготовка к игре: для игры потребуется мешочек и различные виды пищи животных.
Ход игры: Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.
Игра «Почему мы здесь живем». Цель игры: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования, одного из сложнейших, экологических понятий – «окружающая среда», для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания. Подготовка к игре: Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.
Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.
Ход игры: каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.
За каждое правильное выполнение задачи ученик получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.
В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например, персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.
Новое в образовании:
Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений
На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения с ...
Особенности педагогической деятельности и требования к личности учителя
начальных классов
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимала узко как обучение школь ...
Логическая линия в школьных образовательных программах
Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание математики, истории литературы, развивающее специфические стороны мышления. Так, например, изучение литературы учащиеся начинают с понятий "художественный образ", "литературный тип", ...