В российском образовательном дискурсе недостаточность внимания к новой форме образования может послужить фактором сдерживания при адаптации к требованиям и вызовам постиндустриального общества при вхождении в Болонский процесс, а также будет препятствовать формированию новой, полноценной, востребованной, разветвлённой системе образовательных услуг. В условиях ускоренной модернизации, а также декларируемых приоритетов по развитию информационного общества и экономики, основанной на знаниях, не исключено, что система информального образования будет сформирована «сверху» без учёта российской специфики, имеющегося опыта и успешных, но пока ещё очаговых моделей. В настоящее же время в условиях рыночных отношений информальное образование возникает прежде всего «снизу» - инициируется субъектами образовательного процесса. В связи с этим неотъемлемыми чертами этого образования по сравнению с формальным и неформальным выступают децентрализация организационных механизмов, отсутствие всякого научно-методического руководства со всеми вытекающими негативными последствиями: неопределенность требований и ожиданий участников образовательного процесса, недостаточная компетентность, отсутствие персональной ответственности, а также неразработанность критериев оценки результативности деятельности в целом. Очевидно, что государственный подход к реализации идеи обучающегося общества и возрастающая ценность информальной образовательной деятельности взрослых обостряет необходимость ориентации государственных структур на осуществление функций контроля и управления в сфере образования взрослых. В данном случае государство должно выступать как политическая сила, способная в значительной степени регулировать процессы развития образования как такового и тем самым определять отношение всего общества к проблемам образования.
Сам переход к подобной системе будет сопровождаться серьёзной трансформацией привычного образовательного пространства. Предполагается, что подобная система будет сопровождаться актуализацией и интенсификацией внедрения следующих элементов новой системы: личностноориентированное обучение; индивидуальная образовательная стратегия; деятельностная парадигма; преодоление иерархизированных отношений в образовании; рост креативности, ориентированной на инновации; необходимость мониторинга состояния системы информального образования в различных сегментах образования; выявление успешных адаптированных моделей; соотнесение отечественной системы с зарубежными; организация понимания востребованности и стратегической необходимости информального образования для конкурентного и успешного будущего России; выработку управленческих механизмов в сфере информального образования; определение критериев и способов фиксации результатов информального образования.
Эффективным направлением в информальном образовании считается информированное участие в общественных движениях и гражданских инициативах. Считается, что малообразованный человек не может внятно выразить свои требования и ожидания. Поэтому он оказывается оттесненным на обочину общественной жизни, а его мнением можно легко манипулировать. Именно в таком смысле образование и просветительство рассматриваются как практика освоения свободы и умения пользоваться гражданскими правами.
Новое в образовании:
Профессиограмма и психограмма
Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов: Статус ВУЗа как научного и учебного центра, Готовность ВУЗа к саморазвитию, Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования, Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ, Владение пр ...
Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...
Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего
дошкольного возраста
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина Матрешки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольн ...