Цель опытно-экспериментальной работы: экспериментально проверить эффективность использования комплекса дидактических игр направленного на формирование экологической культуры младших школьников.
Экспериментальной базой исследования стала Малиновская ОВК «ДУЗ-ОУЗ І-ІІІ ступеней» Малинского района, Житомирской области, экспериментом было охвачено 31 ученик 4-х классов.
Для проведения исследовательской работы были определены контрольный и экспериментальный классы. Экспериментальной группой был выбран 4–А класс, контрольной группой – 4–Б класс Малиновского ОВК «ДУЗ-ОУЗ І-ІІІ ступеней» Малинского района, Житомирской области. В экспериментальном классе формирование экологической культуры осуществлялось с помощью разработанной методики экологического воспитания младших школьников посредством дидактических игр.
Эксперимент проводился в естественных условиях.
Этапы экспериментальной работы.
І этап (сентябрь 2012г.) – констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: определить уровень сформированности экологической культуры учащихся 4–х классов.
В экспериментальной группе проверялась эффективность комплекса дидактических игр, направленных на формирование экологической культуры младших школьников. В контрольной группе занятия проводились в рамках традиционного обучения.
Для определения исходного уровня сформированности экологической культуры мы использовали методику Ю. А. Полещук. Уровни формирования экологической культуры устанавливались по критериям, представленным в таблице 2.1
Таблица 2.1 Критерии и показатели оценивания экологической культуры младших школьников
№ |
Критерии |
Показатели | ||
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Экологические знания о единстве природы |
Знания о живой природе |
Знания о неживой природе |
Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе |
2 |
Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром |
Соблюдение правил поведения в природе |
Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам |
Знание причин загрязнения окружающей среды |
3 |
Участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды |
Внесение своего посильного вклада в охрану природы |
Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников и т.д. |
Забота о представителях животного и растительного мира |
Названные критерии позволили определить уровни сформированности экологической культуры у младших школьников: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (24–18 баллов): у младших школьников сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Средний уровень (18–12 баллов): у учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Новое в образовании:
Особенности организации русских подвижных игр с детьми
старшего дошкольного возраста
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как прави ...
Методика экспериментального исследования
пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...
Этапы процесса исправления осужденных
Основными этапами процесса исправления пенитенциарных учреждениях являются: 1. Подготовительный этап. При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как лично ...