Исповедуя принципы демократизма и открытости во всех сферах общественной жизни, Россия не может оставаться в стороне от процессов глобализации и интеграции образования, что подразумевает методологическую перестройку всей системы образования, создание в российском пространстве единой образовательной среды, которая будет характеризоваться сближением, взаимодополняемостью и взаимозависимостью национальных систем образования, синхронизацией действий по их развитию и взаимообогащению в лоне мировой и национальных культур.
Традиционная система образования, в том виде, в котором она существует сейчас (формальное и неформальное образование), не соответствует потребностям современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Современное образование не обеспечивает карьерного роста и потому недостаточно востребовано. Все образовательные цепочки готовят специалистов среднего уровня, в то время как рынок рабочей силы нуждается, преимущественно, в неквалифицированном труде и в услугах профессионалов высшего класса. Функции образования как системы, интегрирующей личность в социум, перешли к телевидению, рекламе. Эффективность образования как системы воспроизводства информации неуклонно падает, что обусловлено, в частности, снижением возраста потери познавательной активности.
Реформирование существующего образования заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя традиционную систему образования, использующую ее опыт, при сохранении приоритета ценности новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. Современный человек обречен на необходимость непрерывного общекультурного и профессионального образования как способа быть востребованным в современном социуме. «В отличие от России и бывшего СССР, где образование рассматривалось и рассматривается в основном как обучение в школе и вузе, концепция, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени создания ООН, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни».
Непрерывное образование - содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.
Содержание образования взрослых должно отвечать конкретным потребностям конкретных людей и охватывать практически все аспекты жизни и все области знаний. Таким образом, предназначение системы образования взрослых состоит в следующем:
нормализация состояния общественного сознания
гражданское самоопределение
профессиональная самореализация
В недалеком прошлом образованием взрослых, изменением сознания целенаправленно и непрерывно занималась мощная партийная система, идеология которой состояла в зомбировании масс, что в настоящее время не соответствует целям и задачам демократического общества. Однако массовое общественное сознание, привыкшее к агитационным разъяснениям всего происходящего и не способного переварить сумятицу мнений и суждений, идущих из средств массовой информации, зачастую впадает в состояние депрессии и растерянности. Как социально значимая проблема общественное сознание имеет свою специфику: во взрослом сознании происходит процесс осознания собственных действий до их свершения (проектирование) и после (рефлексия). Российская же специфика состоит в том, что на первое место ставится рефлексия. «В современных российских условиях образование взрослых бессистемно, фрагментарно, непрофессионально и безответственно. В широком смысле им занимаются все, но с разной степенью влияния, ответственности и результативности по количественному и качественному показателям. Среди факторов, детерминирующих процессы изменения общественного сознания, на первый план следует поставить: СМИ, состояние сознания высшего управленческого корпуса, социальное поведение чиновников, состояние системы образования». Средства массовой информации должны использоваться государственными и общественными деятелями в своем влиянии на общественное сознание, а не наоборот. Мы видим, что переход к рыночным отношениям в нашей стране не сопровождается демократизацией, несмотря на ее провозглашение. Мы видим амбициозность управленческой элиты, отсутствие культуры мышления, рефлексивной культуры, культуры коммуникации, нет понятия уровня собственной ответственности. Социальное поведение чиновников, на самом деле функция которых заключается лишь в обслуживании населения и решения насущных проблем, воспринимается населением как поведение власти – безответственное, со столь забытой сегодня категорией совестью.
Новое в образовании:
Подготовка к занятиям по декупажу в 5–7 классах
В последнее время такой интересной разновидностью декорирования как декупаж увлеклись не только взрослые, но и дети. Они осваивают декупаж бутылок для начинающих, украшают деревянные доски, шкатулочки и другие предметы. Конечно же, в декупаже для детей есть свои особенности. Если речь идет о дршкол ...
Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...
Эволюция как основное теоретическое обобщение в биологии
Идея историчности развития, идея эволюции принадлежит к числу немногих фундаментальных идей не только естествознания, но и всех наук. Но именно в биологии эволюционная идея, доказанная Ч. Дарвином, стала краеугольной, отсюда пошло распространение ее в другие дисциплины, вплоть до языкознания, здесь ...