В России пока доминирует формальное и неформальное образование, но развитие информационных технологий, а это, прежде всего Интернет, будет постепенно увеличивать удельный вес информального образования. Идет «смещение центра тяжести» от формального и неформального образования к информальному образованию по широте охвата населения. Эту тенденцию уже подтверждает открытое дистанционное образование. Формальное образование становится более длительным. Это наблюдается не только в школьном образовании, но и в высшей школе (Болонский процесс). А информальное образование становится все более массовым, и основная его сфера связана с непрерывным, но неуправляемым накоплением жизненного опыта. Всякое событие в жизни имеет значение. Оно не только остается в памяти, но еще и может трансформировать уже сложившиеся представления в систему ценностей.
Сегодня образовательное пространство определяется современниками как сосредоточение взаимодействия всех людей, как движение всемирно-исторического процесса, в котором образовывается и образуется сам человек при помощи собственных эмоционально-духовных и интеллектуально-волевых усилий.
Высокие информационные технологии, электронные носители как доминирующая форма культурного социокода требуют создания информальной образовательной среды, где освоение киберпространства станет не только целью образования, но и механизмом саморазвития. Тогда и модернизация образования должна осуществляться в логике признаков постиндустриальной культуры, а именно: интегративность и универсальность современной культуры требует поиска адекватного принципа организации образовательного пространства и изучения единого знания в совместной познавательной деятельности взрослого человека.
Основная цель нашей работы заключается в создании такой информационно-коммуникационной предметной среды, которая бы обеспечила свободный доступ всех категорий населения к сети Интернет для повышения их культурно-образовательного уровня. Для этого планируется создать в сети Интернет глобальную информальную культурно-образовательную среду и начать ее дальнейшее развитие. Причем необходимо отметить, что данная культурно-образовательная среда не ориентирована на использование в конкретном учебном процессе, а будет представлять собой общедоступную информальную среду, где можно будет найти достаточно исчерпывающую информацию о любых аспектах жизнедеятельности человечества. Эта среда ориентирована на все слои населения с целью повышения их кругозора и культурно-образовательного уровня. Такая среда должна быть ориентирована на содействие становления личности как один из факторов неформального или информального образования; она сможет объединить людей, включить их в активную деятельность даже по общественному самоуправлению. При этом глобальная информационная среда должна опираться на элементы педагогики, общечеловеческой и духовной культуры.
В данном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой культуры. В ней определенным образом «упаковано» ее важнейшее содержание. Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет «упаковку» культурного содержания. Практика бытия человечества доказала, что его выживание зависит не от уровня образованности и технологий применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний.
Новое в образовании:
Опытно-экспериментальная работа по организации групповойработы
На первом этапе (констатирующем) было необходимо установить уровень взаимодействия учащихся в группе, определить роль каждого ученика. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдения за учениками при работе в группе; беседа с учащимися. Экспериментальное исследование ...
Проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к
лишению свободы
Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. По ...
Анализ результатов исследования пространственных
представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...