Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференции по педагогике развития и "2-ую Всероссийскую конференцию "Открытое дополнительное образование как ресурс социального развития города" (март 2004). На конференциях педагоги в основном выступают в позиции слушателей, откровенно от них не требуется активная позиция (никаких образовательных программ составлять не надо). Здесь у них есть порой уникальная возможность узнать о новых образовательных тенденциях, результатах психолого-педагогических исследований и т.п., которые они могут использовать в своей педагогической деятельности. На конференциях часто ученые имеют разные точки зрения, занимают разные позиции, формулируют разные теоретические положения. И участники могут что-то принимать, а что-то нет, с чем-то соглашаться, а с чем-то поспорить (при этом может разворачиваться и внутренний диалог). Как правило на таких конференциях выступает достаточно большое количество компетентных людей, профессора, видные ученые. Здесь менее жесткие рамки, чем на специально организованных курсах по повышению квалификации, что в свою очередь требует от педагога уже сформированного понимания того, что это надо ему лично (хотя конечно это требуется и на курсах повышения квалификации).
Пример курсов повышения квалификации Северного учебного округа г. Москвы
Современные требования к педагогу дополнительного образования детей, сформулированные в нормативно-правовых документах, предполагают, что готовность специалиста-практика к организации образовательного процесса основана не только на специальной подготовке к определенному виду деятельности, но и на глубоких психолого-педагогических и социально-педагогических знаниях, широкой профессиональной и общей культуре.
В современных научно-педагогических исследованиях перспектив развития последипломного образования педагогических кадров можно выделить несколько подходов:
культурологический – общекультурная подготовка педагога;
личностно-ориентированный – позволяющий выстроить личный план повышения квалификации с использованием и варьированием отдельных модулей;
деятельностный – вовлекающий педагога в процесс самоанализа, самоопределения и самодеятельности;
моделирующий – позволяющий задать определенное содержание в соответствии с выбранной образовательной моделью;
профессиографический;
региональный – отражает насущные региональные проблемы его подготовки.
Объединить и реализовать все обозначенные выше подходы позволяет модульная организация процесса повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Модель содержания повышения квалификации данной категории специалистов-практиков может быть представлена следующим образом:
Инвариантная часть.
1 модуль. Культура, образование и развитие личности.
Теория. История развития дополнительного образования в России. Международный опыт внешкольной работы с детьми и молодежью. Современная парадигма образования в РФ. Дополнительное образование детей как особая сфера образования. Концепция и оценка качества дополнительного образования. Содержание и функции дополнительного образования в развитии личности ребенка. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования в регионе. Образование и культура.
Практика. Изучение нормативно-правовых документов. Разработка и защита концепций, структур и моделей деятельности детского объединения и учреждения дополнительного образования; определение принципов педагогической деятельности специалистов разного уровня и профиля, а также критериев оценки качества деятельности детского творческого объединения и учреждения дополнительного образования. Культурологическая подготовка педагогов.
2 модуль. Педагогические основы деятельности детского объединения и учреждения дополнительного образования.
Теория. Основы дидактики, теории и методики воспитательной работы. Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей. Содержание дополнительного образования и его региональные особенности. Итоговая диагностика результатов образовательной деятельности творческих объединений.
Практика. Изучение научно-педагогических разработок по методике учебно-воспитательного процесса. Разбор и решение педагогических задач. Разработка и защита методических моделей образовательной деятельности детского объединения и учреждения дополнительного образования, методических учебных тем, систем воспитательной работы. Анализ образовательной деятельности. Содержание, методы и формы диагностики воспитанников детских творческих объединений.
Новое в образовании:
Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...
Роль игры в психическом и личностном развитии ребенка
Чтобы понять детей, найти к ним подход мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Философы и педагоги др ...
Характер взаимоотношений в общине и дети
Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями. Одна из главных черт этих отношений - безусловное уважение старших: родителей, дедов; по устоявшимся нормам поведения, уважения были достойны не только родители, но и все старшие вообще. Дети обязаны были ...